21.06.202216:53

Какие цифровые сервисы по бронированию услуг нужны российским туристам

Несмотря на то, что сервисы онлайн-бронирования туристских услуг Airbnb и Booking ушли с российского рынка три месяца назад, пока не появился лидер, способный их заменить, считают эксперты, опрошенные "РГ".

Экономика впечатлений

В последние годы набирает оборот тренд впечатлений. Его активно пропагандируют и внедряют компании Airbnb, Booking и Expedia. Они позиционируют свои сервисы, как ресурсы, которые помогут туристу получить удовольствие от места, в котором он будет находиться, а не только услугу "проживание" - делится мнением в разговоре с "РГ" гендиректора IT-компании Bnovo Валентин Микляев.

"Но если раньше продавалось проживание и под него подбирались впечатления, которые находятся рядом, то сейчас Airbnb пошла по другому пути и предлагает поиск мест не по датам, а по экспириенсу - опыту, который хочет получить турист. Например, я не знаю место, куда я поеду, а хочу пожить в экзотическом месте в домике в лесу, или хочу романтическое свидание, или хочу заняться спортом. То есть продается впечатление, под которое подбирается место проживания", - говорит эксперт.

Пока российским цифровым сервисам также не хватает качественного визуального контента. "Он особенно важен, потому что ушедшие Airbnb и Booking задали высокий уровень в этой части". Путешественников привлекают не просто красивые фотографии, а UGC-контент арендодателей. Через него считываются локальная культура, открытость и гостеприимство", - рассказал "РГ" CEO IT-компании CS-Cart Илья Макаров.

В будущем одним из наиболее востребованных сервисов в туристической отрасли станет раннее бронирование дополнительных услуг при аренде недвижимости, считает Давид Тащян, основатель инвестиционной компании "Инвеллект". "Должны быть такие сервисы, в которых турист сможет при бронировании отеля заказать заодно столик в ресторане, найти интересное развлечение рядом с жильем, например, посещение конюшни или СПА-комплекса", - отмечает эксперт.

Прямой контакт

В России сейчас работает несколько десятков сервисов бронирования отелей с разным набором дополнительных опций: от продажи билетов на поезд до заказа столика в ресторане. Ранее, на долю крупных сервисов - Booking и Airbnb - приходилось около 90 процентов всех онлайн-бронирований в нашей стране. Сегодня рынок начали перераспределять такие российские сервисы, как "Яндекс. Путешествия", OneTwoTrip, "Островок", "Броневик", Суточно.ру, Tvil и другие.

Большинство сервисов работают в России много лет и имеют большой опыт сотрудничества со всеми участниками туристического рынка.

"Но российским сервисам стоит нацелиться на закрытие большего числа паттернов поведения туристов. Например, системы сегодня не предлагают проживания для групп, сложно найти загородный отдых. То есть, шаблоны и фильтры, которые доступны были в Booking или Airbnb, в наших системах пока нет. Это первое. Второе - в Booking и Airbnb было представлено большое количеств физлиц. Сейчас эта база разрознена. Физлиц надо искать на специализированных каналах, таких как Авито. Нет одного - двух порталов, где есть все. И третье, это программа лояльности и удобства для гостей", - говорит Валентин Микляев.

"Если российские компании хотят закрепиться в освободившейся нише, им нужно решить две главные задачи. Во-первых, завоевать доверие путешественников - обеспечить площадку функционалом, который сэкономит время пользователей. Во-вторых, взрастить лояльность арендодателей к площадке. Для этого у тех, кто предоставляет жилье, должна быть возможность общаться с клиентами и с владельцем-менеджером маркетплейса внутри платформы, например, с помощью мессенджеров", говорит Илья Макаров.

Расширение клиентской базы

Серьезного технологического отставания у российских аналогов Booking, давно существующих на рынке, нет, отмечает в беседе с "РГ" Денис Дроздовский, руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip. "Российским онлайн-сервисам не хватает полноты информации, разнообразия объектов размещения, большого выбора частного жилья. Сейчас пока нет такого ресурса, где есть все ― надо проверять несколько сайтов. Однако каждый из ведущих игроков активно наращивает базу партнеров и клиентов, и в обозримом будущем мы увидим достойные аналоги, способные полностью заменить иностранные сервисы", - полагает эксперт.

По мнению Дениса Дроздовского, единственная причина, по которой пока отсутствует аналог с таким же инвентарем, как Booking.com или Airbnb, заключается в том, что это большие иностранные компании. Они занимали серьезную долю продаж и обладали довольно большим портфелем объектов, работающих только с ними как с крупнейшими площадками, приносящими продажи. "Сейчас, конечно, они стараются подключаться ко всем возможным онлайн-площадкам, этот процесс просто требует некоторого времени", - говорит представитель OneTwoTrip.

Удобство технологий

Еще один важный тренд в сегменте олайн-бронирований сейчас - connecting trip. Это направление, которое выбрано компанией Booking.com. Сonnecting trip - путешествие, элементы которого связаны между собой на одной платформе. "При изменении одного участка путешествия, автоматически будет меняться вся поездка. Переносится перелет - предлагаются новые даты проживания. Фактически речь идет о самостоятельном создании тура, где туристу не нужно связываться с турагентством. Все происходит онлайн", - говорит Валентин Микляев.

Предлагаемый сервисом продукт должен обладать уникальной возможностью предоставлять лучшую цену по всему рынку, а для этого необходимо качественно выставлять внутренние математические формулы, отмечает в разговоре с "РГ" главный редактор портала ProHotel Эдуард Демидов. "Необходимо соблюдать принципы ценообразования объекта, использовать разные типы и виды тарификации, скидки, бонусы и другие комплименты, выдавая в математической формуле наиболее эффективную стоимость, которая будет самой привлекательной и для потенциального клиента", - говорит Эдуард Демидов. Также, добавляет эксперт, сам интерфейс и внутреннее наполнение действующих каналов продаж со стороны пользователя сейчас выстроены недостаточно эффективно в связи с тем, что многие компании работали на рынке B2B и не были готовы к изменению конфигурации на B2C.

Самое главное для системы онлайн бронирования, это хорошо работающее мобильное приложение и гарантия минимальной цены по сравнению с другими агрегаторами, рассказала "РГ" Нелли Шатова, гендиректор управляющей компании "Визант Груп". Туристический бизнес в России довольно молодая и волатильная отрасль, инвестиций в эту сферу было мало. А заход на рынок онлайн-бронирования отелей и турпродукта имеет высокий порог инвестиций. "Помимо удобного поисковика, системе нужна сложная архитектура и двухсторонняя интеграция с иностранными GDS системами и программными обеспечениями отелей. В России есть хорошие ресурсы. Но если в нашей стране они предлагают лучшую цену на размещение, то при бронировании отелей за границей, стоит сверять их цены с ценами на сайте отеля. Booking, имея большую долю продаж во многих отелях по всему миру, как правило, имел лучшие тарифы в любой стране", - говорит Нелли Шатова. Еще одна проблема наших агрегаторов - это отсутствие коммуникации с отелем напрямую через систему бронирования и слабая работа клиентской службой поддержки в случае экстренной ситуации, добавляет эксперт.

Гарантии для туристов

На цифровых ресурсах востребованы опции информации о наличии номеров в онлайн режиме. "Турист должен быть уверен, что попадет в нужный ему отель. Также важны гарантированная система бронирования с оплатой или без и система возвратов", - отмечает коммерческий директор БРЕНДПОРТ Сергей Чиннов.

"Вот основные тренды, которые уже сейчас актуальны для российских сервисов бронирования и будут востребованы также в будущем: конкурентная цена, заселение 24 часа в сутки, структурированное и наглядное описание, возможность заказать завтрак, срок сдачи от одних суток, моментальное подтверждение, качественные фото и дизайн интерьера, возможность бесплатно отменить бронь и вернуть предоплату деньгами, а не бонусами", - рассказала "РГ" Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям сервиса бронирования жилья Tvil.ru.

Также по словам эксперта, российским аналогам Booking не хватает добросовестных честных арендодателей, быстрого реагирования на вопросы пользователей и большого выбора вариантов проживания. Ну и чтобы развивать современный онлайн-сервис нужны высококвалифицированные IT-специалисты.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации