Техосмотр 2022: кому нужно проходить, что нужно знать

30 декабря 2021 года обязательный техосмотр в России был отменен и переведен на добровольную основу. Но в некоторых случаях заезжать на ТО все же придется. "РГ" рассказывает об этих нюансах.
Александр Кряжев/РИА Новости

Если инспектор остановит автомобиль без диагностической карты, записанный на юрлицо, должностное лицо или ИП, ответственность в виде штрафа 2 тысяч рублей будет наложена непосредственно на человека за рулем. При этом наказать за такое нарушение можно только один раз в сутки.

Однако есть исключительные ситуации, когда закон обязывает проходить ТО также и "физикам". В соответствии с изменениями в законе в ряде случаев владельцы личного автотранспорта должны проходить техосмотр и соответственно получать диагностическую карту в следующих случаях:

При продаже подержанного автомобиля
Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

Если "частник" решил продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (отсчет идет с даты выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта.

При этом закон не оговаривает, кто должен брать на себя расходы за ТО - продавец или покупатель. Вопрос, как правило, решается по договоренности.

При постановке на учет автомобиля старше четырех лет
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

При смене собственника и отсутствии "свежей" диагностической карты автомобиль старше четырех лет будет невозможно зарегистрировать новому владельцу. То есть, если вы покупаете подержанный автомобиль старше четырех лет, то перед его регистрацией техосмотр проходить по-прежнему придется.

При внесении изменений в конструкцию
Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Обязательным техосмотр остается и при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. Потребуется проходить ТО также, если двигатель меняется на агрегат с другими характеристиками, вносились изменения в тормозную систему, а также происходил лифт или занижение подвески.

Для такси, автобусов и грузовиков
Фото: Алексей Сухоруков/РИА Новости

Также ежегодное прохождение техосмотров и получение диагностических карт обязательно для такси, автобусов, учебных автомобилей, спецтранспорта, грузовых машин, имеющих сидения для перевозки более восьми человек и с грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Старше пяти лет - раз в полгода.

Очевидные технические неисправности
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Отдельно отметим, что автомобиль, прошедший ТО, могут отправить на проверку технического состояния в случае визуального обнаружения инспектором признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

В Федеральном законе "О техосмотре" (в редакции от 30 декабря 2021 года) такая ситуация описывается следующей формулировкой: "В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения".