27.06.202216:18

Торговые центры изменят формат работы

Сначала снижение трафика из-за пандемии и переориентация покупателей в онлайн, а теперь и нависшая угроза потери целого ряда арендаторов вызывает вопросы, связанные с экономикой работы торговых центров.

Алексей Филиппов/РИА Новости

По оценкам аналитиков компании Knight Frank, окончательный уход иностранных брендов, которые заявили о приостановке своей деятельности в России, может лишить торговые центры до 70 процентов выручки.

Среди тех брендов, которые приостановили работу в России, больше всего fashion-ретейлеров - 21 процент, продавцов автомобилей - 13 процентов, а также товаров повседневного спроса - 10 процентов.

По подсчетам Knight Frank, иностранные ретейлеры арендовали от 15 до 25 процентов площадей в крупных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга и около 10 процентов - в средних и небольших. В городах-миллионниках на долю иностранных брендов приходится около 15 процентов арендуемых площадей ТЦ. В городах до одного миллиона жителей - до 10 процентов.

"Международные операторы были трафикообразующими, а аналогов у нас пока нет, - говорит эксперт в области управления недвижимостью, генеральный директор компании "Этерна" Дмитрий Томилин. - Еще один трафикообразующий сегмент - это развлекательно-досуговая составляющая. Те же кинотеатры на фоне отсутствия новых фильмов потеряли 70 процентов трафика. Сегодня операторы, специализирующиеся на досуге, могут еще заниматься чем-то только при минимальных арендных ставках - каком-то проценте, привязанном к обороту".

Пока иностранные компании, заявившие о приостановке своей деятельности, платят аренду ТЦ и не освобождают площади. Однако ситуация может измениться в одночасье: либо компании заявят о полном уходе, либо сами торговые центры попросят их уйти из-за отсутствия должного трафика. В ситуации неопределенности, торговые центры ищут новые пути развития и привлечения потоков посетителей.

"При всех негативных факторах - уходят международные бренды, приостанавливается деятельность грандов ритейла, таких как IKEA, ZARA, H&M, UNICLO, в целом посещаемость падает, но при этом отдельные успешные концепции показывают рост и посещаемости, и конверсии, - отмечает президент Magic Group Александр Перемятов. - Мы это можем наблюдать по своим универмагам российских дизайнеров в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Благовещенске, где выручка с проектов растет от месяца к месяцу и сейчас составляет 30-40 процентов к периоду на конец февраля".

По словам экспертов, торговые центры не уйдут с рынка как формат, однако для того, чтобы оставаться конкурентоспособными должны будут существенно измениться.

"Все равно есть магазины, которые необходимы людям именно в формате офлайн, - уверен Дмитрий Томилин. - Это и товары первой необходимости, и те, с которыми нужно "знакомиться" тактильно: духи -нюхать, обувь - мерить, ткань - щупать. В этом смысле и раньше онлайн формат не в силах был убить офлайн. Но малые районные форматы ТЦ однозначно сейчас будут более востребованными, чем крупные, региональные, у которых будут проблемы с наполняемостью".

"ТЦ в России - это, прежде всего, досуг зимой, когда в большинстве регионов холодно - это место социализации, - говорит Александр Перемятов. - Формат изменится, хотя торговая функция останется, но вот концепции должны пересматриваться. И это нужно было делать задолго до февральских событий. Часть слабых ТЦ, которые не поняли назревшую необходимость, действительно будут закрыты".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации