08.07.202211:39

Россияне все активнее пересаживаются на китайские автомобили

После того как европейские и японские автопроизводители приостановили свою работу в России, в нашей стране активно растут продажи автомобилей китайских брендов. Они уже опередили машины из Франции, Германии, Японии и подбираются к лидерам - российским и корейским маркам. Эксперты прогнозируют, что автомобили из КНР могут занять четверть российского рынка.

Виталий Тимкив/РИА Новости

За неделю с 27 июня по 3 июля этого года россияне купили 2226 новых легковых автомобилей китайских брендов. Такие данные приводит агентство "АВТОСТАТ" по результатам обработки информации АО "Электронный паспорт". Машины КНР стали вторыми по продажам, сразу за российскими марками (2244 единицы). Кроме того, в ТОП-10 отечественного рынка за последнюю неделю попали сразу четыре марки из КНР: Chery (4-е место), Haval (5-е место), Geely (6-место) и EXEED (9-е место).

Если брать результаты за месяц, то по итогам июня каждый пятый (21 процент) проданный новый автомобиль в России относился к одному из китайских брендов. Это - рекорд. В январе - марте на долю китайских машин приходилось всего 9,5 процента нашего рынка, в апреле - 12,6, в мае - 16,9 процента.

"Европейские и японские автопроизводители ввели санкции против нашей страны, приостановив производство и поставки сюда автомобилей. Запасы, которые у них были, постепенно заканчиваются, - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы агентства "АВТОСТАТ" Азат Тимерханов. - Китай к санкциям не присоединился. Автомобили из КНР по-прежнему поступают в Россию. Продолжает работать завод Haval в Тульской области, а с завода в Белоруссии приходят автомобили Geely. Поэтому доля европейских и японских машин падает, а китайских - растет. Они уже вплотную приближаются к корейским и российским маркам. Я считаю, что в ближайшие месяцы продажа автомобилей китайских брендов может достичь 25 процентов".

Эксперт полагает, что машины КНР вряд ли догонят российские марки, но могут обойти своих конкурентов из Кореи.

Корейские компании тоже не уходят из России, но у них по логистическим причинам производство пока стоит. И поставок мало, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.

"А у Китая все нормально. Их производители расширяют модельный ряд. Также на наш рынок выходят новые автомобили. Возникают новые проекты, например, с заводом "Москвич", в котором, похоже, будет участвовать крупная китайская компания", - сказал "РГ" эксперт.

В начале июля в Москве презентовали первые модели бренда "Москвич". Линейка включает пять автомобилей: четыре кроссовера и один седан. Эксперты отмечают, что изображения некоторых моделей сильно похожи на продукцию китайского бренда JAC.

"Некоторые производители из КНР не скрывают, что хотят занять место, например, ушедшего Renault или других компаний. Думаю, что к концу года ситуация на нашем рынке будет выглядеть так: 50 процентов будут занимать российские бренды, 25 - китайские и еще 25 процентов - все остальные", - отметил Игорь Моржаретто.

По словам эксперта, китайские автомобили - вполне адекватная замена европейским. Но пока компании КНР продвигают на нашем рынке автомобили только среднего ценового сегмента, в основном кроссоверы. Никто еще не предложил, например, массовый бюджетный автомобиль - седан или хетчбек. Но вполне возможно, что предложит.

Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи обращает внимание на данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), согласно которым в июне на долю китайских автомобилей пришлось 12,3 процента всех продаж на российском рынке. При этом, данные АЕБ учитывают не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили (LCV). Среди LCV китайских марок не так много.

Данные АЕБ также показывают, что продажи автомобилей китайских брендов за последний год обошли французские, германские, японские марки и заняли третье место после российских и корейских.

"Китайские автопроизводители хорошо продвигали себя в сегменте SUV (Sports Utility Vehicle), но пока слабо представлены в других сегментах. Если они будут расширять свою линейку, то они и там оттянут на себя часть российского рынка, - сказала "РГ" Татьяна Арабаджи. - У себя в стране они производят широкий модельный ряд, в том числе электромобили. Так что все зависит от того, что они станут сюда поставлять. Мы делали в начале июня прогноз по структуре рынка новых легковых автомобилей в 2022 году, и на китайские бренды приходилось 15,3 процента. Это больше, чем было в прошлом году".

По словам эксперта, у китайских брендов есть хорошие шансы нарастить продажи в массовом сегменте. Но, при этом, они вряд ли смогут заменить премиальные европейские и японские машины.

Между тем российские автомобилисты все больше расположены к машинам производства КНР. Как показывает исследование "Ромир", каждый второй автовладелец в России позитивно относится к возможному выходу новых китайских автопроизводителей на российский рынок.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации