15.08.202216:18

Автовладельцев оповестят об отзывах машин через "Госуслуги"

К информированию автовладельцев, чьи машины попали в отзывную кампанию производителя, планируется подключить портал "Госуслуг". Так больше людей сможет узнать о том, что на их автомобиле нужно исправить какой-то недостаток. Новый способ информирования особенно пригодится тем, кто купил подержанную машину.

Оповещать автовладельцев об отзывной кампании через "Госуслуги" собирается Росстандарт. Как сообщил глава федерального агентства Антон Шалаев, сервис планируется запустить уже в этом году. По его словам, это упростит взаимодействие агентства с гражданами.

Отзывная кампания - это возврат автомобиля дилеру для устранения какого-то дефекта. Обычно такую кампанию запускают автопроизводители, обнаружившие недоработки в машинах определенной марки и года выпуска.

Явление это вполне распространенное. К примеру, за прошлый год Росстандарт согласовал 111 добровольных отзывов. Общее количество отозванных транспортных средств составило 325 945 единиц.

Как же владельцы узнают, что их машину зовут на ремонт? Есть несколько стандартных способов информирования. Как рассказали "РГ" в компании АвтоВАЗ, основной канал - это направление заказных писем с обратным уведомлением. Кроме того, компания информирует Росстандарт, который публикует сообщение на своем сайте. Привлекаются к этой работе и дилеры, которые ведут работу на местах. В качестве дополнительной меры может использоваться смс-рассылка и информирование через социальные сети.

Сложности тоже есть. Например, если владелец сменил место жительства, указал неверный адрес либо продал свой автомобиль. Тем не менее, по информации АвтоВАЗа, в среднем 80 процентов отзываемых машин отрабатываются за девять месяцев с начала кампании. Процент откликнувшихся зависит от нескольких факторов: количества отзываемых машин, времени с момента реализации авто и др.

Проблемы с информированием возникают, когда речь идет о старых автомобилях, рассказал "РГ" автоэксперт Игорь Моржаретто. "Если автомобиль новый, а тем более находится на гарантии, проблем нет. Сами дилеры, как правило, заинтересованы в том, чтобы быстро обзвонить владельцев таких машин и пригласить к себе в центр, - отметил он. - Со старыми автомобилями - сложнее. Например, несколько лет назад была крупная отзывная кампания из-за проблем с подушками безопасности на автомобилях нескольких марок, выпущенных в том числе 10 и более лет назад. Возникла проблема, как проинформировать их владельцев, как их найти. Ведь машина - не новая, в фирменном сервисе, как правило, уже не обслуживается. Я даже видел цифру, что до 50 процентов тех, кого должны были вызвать, не явились. Их не смогли оповестить".

В случае информирования через "Госуслуги" есть надежда охватить большее число людей, считает эксперт. Ведь аккаунт на "Госуслугах" имеют более 70 миллионов человек. С другой стороны, не все вносят туда данные своего автомобиля, а поиск будет идти именно по ним. Так что надо еще провести агитационную кампанию, чтобы все владельцы автомобилей имели их данные в личном кабинете "Госуслуг", считает Игорь Моржаретто.

В компании АвтоВАЗ отметили, что в случае использования для информирования автовладельцев "Госуслуг", ожидают увеличения процента отработанных автомобилей и сокращения сроков отработки. Особенно для тех, кто является вторым владельцем, по каким-то причинам не получил заказное письмо или не был проинформирован по другим каналам.

Конечно, возможно, что, получив уведомление, сам автовладелец решит не посещать дилера. Например, если дефект небольшой и его можно устранить самостоятельно. Эксперты отмечают, что порой неисправности, из-за которых объявляют отзывную кампанию, не так серьезны. Но бывает и наоборот.

В любом случае большинство автовладельцев заинтересовано в информации об отзывной кампании, считает исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. "Участвовать в отзывной кампании точно стоит, когда речь идет о критически важных узлах автомобиля. Например, на какой-то партии машин установлены, условно, бракованные тормозные шланги. Или сломалась печь при закалке какой-то шестеренки, что при повышенной нагрузке может привести к поломке коробки передач, - пояснил "РГ" эксперт. - Конечно, если человек готов ездить, имея какую-то потенциально бракованную деталь - это его дело. Но нужно ли ему это? Если это вопрос лишь пары часов или одного потраченного дня, почему бы ее не заменить? Тем более, что дилер все сделает бесплатно".

Схема участия в отзывной кампании, по словам эксперта, проста. Автовладелец получает уведомление, звонит дилеру, договаривается с ним, когда можно приехать и поменять деталь. Обычно отзываемые партии автомобилей не слишком велики, да и дилерских центров немало, поэтому очередей, как правило, не бывает.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации