- Проблема может быть не в лекарстве, а в бактерии. Как и все живое, она хочет жить. Поэтому вырабатывает собственные механизмы приобретения резистентности. Самый первый способ, который стал известен ученым, касается знаменитого пенициллина. Микроорганизмы научились вырабатывать ферменты, которые разрезают, говоря простым языком, антибиотик на запчасти и он перестает действовать. Еще один вариант - бактерия меняет свои метаболические пути. Пациент принимает препарат, нацеленный на одну "мишень", а бактерия исхитрилась убрать ее из своего метаболизма, - рассказывает доктор биологических наук, профессор, заведующая научно-исследовательской лабораторией сканирующей зондовой микроскопии Университета им. Н.И. Лобачевского Светлана Плескова.
Когда к врачу обращается пациент с инфекцией, нужно взять мазок, и в лаборатории выяснить два момента: что за микроорганизм стал причиной заболевания и к какому антибиотику он чувствителен.
- Чтобы получить ответы, нужно выделить чистую культуру микроорганизмов, посеять ее на чашку Петри. Этот процесс небыстрый. Для определения вида микроорганизма сейчас появились высокотехнологичные экспресс-методы, например, масс-спектрометрия. Но методов, которые позволили бы точно так же быстро определить, насколько резистентна бактерия, нет, - поясняет главное профессор Плескова.
Например, в реанимации времени на длительное ожидание результатов анализа нет: речь идет о жизни и смерти. И тогда врач назначает антибиотик широкого спектра действия, который эффективен, увы, не всегда. А если бы существовал быстрый и точный метод определения чувствительности бактерии к антибиотикам, исход был бы другим.
Идея использовать для этого атомно-силовой микроскоп со специальными сенсорами принадлежит профессору из Лозанны Сандору Казасу. А практическое воплощение метода - нижегородским ученым. Установленный на микроскопе сенсор улавливает метаболическую активность бактерий. Систему апробировали на кишечной палочке. Если бактерия чувствительна к антибиотику - она гибнет, движения сенсора прекращаются. Время анализа сократилось до часа.
- Рады, что это удалось реализовать в российских условиях: у нас есть отечественный атомно-силовой микроскоп, на нем этот метод работает. Сейчас пытаемся сделать переносную систему, которая удешевила бы процесс, - подчеркнула Светлана Плескова.
Начало работ, по ее словам, поддержано грантом Российского научного фонда.