Приведет ли снижение выплат нефтяникам из бюджета к росту цен на АЗС
Речь идет о новых параметрах работы демпфирующего механизма (демпфера), вступивших в силу с сентября этого года. За 8 месяцев этого года благодаря работе механизма нефтяники получили почти 1,7 трлн рублей. Цены на АЗС в этот период не росли и даже большую часть времени слабо снижались. Причиной был не только демпфер, свою роль сыграло превышение предложения над спросом из-за проблем с экспортом топлива. Но теперь влияние фактора демпфера на внутренние цены уменьшится.
Если нефтяные котировки, стоимость бензина и курс доллара останутся до конца месяца на уровне 9 сентября, производители получат из бюджета порядка 3570 рублей за каждую тонну бензина, поставленного на внутренний рынок. Это более чем в три раза меньше, чем по ранее действующей формуле - 11 270 рублей за тонну, поясняет консультант ИГ "Петромаркет" Мария Арье. Но, по мнению эксперта, несмотря на это, сейчас предпосылок для роста розничных цен нет. Дело в падении спроса на оптовом рынке топлива и снижении цен на бирже. За период с 22 по 26 августа средний дневной объем продаж автобензина производителями на СПбМТСБ составлял 42 тысячи тонн в сутки, на неделе 2-9 сентября он снизился до 32,6 тысячи тонн в сутки. В результате маржинальность торговли бензином на АЗС демонстрирует рост даже при отсутствии его удорожания в рознице, уточняет Арье.
Но если спрос на топливо начнет расти и это совпадет с очередным подорожанием нефти, то может запуститься обратный процесс. И здесь сокращение выплат по демпферу сыграет решающую роль. Механизм компенсирует часть разницы между экспортной стоимостью российского топлива (при поставках в Северо-Западную Европу) и индикативными, установленными государством, ценами в опте на внутреннем рынке.
В этом году демпфирующий механизм (демпфер) стал во многом мерой поддержки нефтяной отрасли нашей страны в условиях, когда экспорт не только топлива, но и сырой нефти был затруднен из-за санкций. Половина добываемой нефти и треть получаемых нефтепродуктов отечественные компании отправляли на экспорт.
Но если на экспорт бензина приходилось до 10% от объемов его производства в нашей стране, то дизеля за границу уходило около 50%, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Значительная часть российских АЗС и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) принадлежат нефтедобывающим компаниям. Такая структура позволяет поддерживать стабильную работу отрасли и гибко управлять финансовыми потоками. Но в сегодняшней ситуации с санкциями давление оказалось одновременно на сегмент нефтедобычи и нефтепереработки. Незатронутой санкциями оказалась только розничная торговля топливом, но именно АЗС почти весь 2021 год работали при нулевой, а иногда и отрицательной рентабельности.
С сентября правительство скорректировало демпфер до конца 2022 года. Теперь индикативная экспортная цена топлива снижается на величину дисконта в цене российской нефти Urals относительно сорта Brent, поясняет Арье. Сейчас скидка на эту марку нашей нефти колеблется от 5 до 20%. Традиционно разница в цене не превышала 3%.
При этом мнения экспертов в отношении подорожания дизельного топлива разделились. С точки зрения Арье, этой зимой выше риски роста розничных цен на дизтопливо, поскольку с началом холодов их подстегнет рост потребности в более дорогих зимних сортах дизеля. Также перспективы подорожания зимнего дизтоплива могут усугубиться потенциальным дефицитом его выпуска нефтеперерабатывающими заводами.
Родионов считает, что не только предстоящей зимой, но и в целом в 2023 году цены на дизельное топливо должны снижаться, поскольку из-за проблем с экспортом предложение по нему будет опережать спрос.