Какая реакция властей Молдавии и простых граждан на референдумы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях о присоединении к России?
Игорь Шорников: Правительство Молдовы осудило референдумы о присоединении к России и заявило о поддержке "независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины", также достаточно болезненно Кишинев отозвался о частичной мобилизации в России. Что касается простых жителей Молдовы, то мнения здесь далеко не такие однозначные. Молдавское общество по обыкновению поляризовано: часть общества выступает с радикальных прозападных позиций - это всегда незначительное меньшинство, которому иногда удается привлечь на свою сторону колеблющихся, а примерно половина населения всегда придерживается пророссийских взглядов.
После начала российской специальной военной операции на Украине в Молдове сложилась специфическая внутренняя ситуация: в стране действует режим чрезвычайной ситуации, вещание многих российских и русскоязычных СМИ было ограничено, попали под запрет георгиевская лента и символы "Z" и "V", поддержка России приравнена к поддержке войны и жестко пресекается властями. Высказывать в адрес действий России какие-либо положительные эмоции может молдаванам дорого стоить. Поэтому вы не увидите в Кишиневе российских флагов как где-нибудь в Германии, Италии или Чехии.
Есть ли поддержка референдумов в обществе? Трудно сказать однозначно. По крайней мере, на расширение российских границ молдаване, в отличие от своего правительства, реагируют спокойно.
Готов ли Кишинев решить вопрос с Приднестровьем силовым путем, к чему его активно подталкивают Запад и Киев?
Игорь Шорников: Действительно, под давлением Запада Кишинев вынужден был пойти по пути милитаризации. Причем началось это еще год назад, когда стало известно, что США договорились о поставке в Молдову вооружений на 5 миллионов долларов. Но в этом году ЕС выделил уже 40 миллионов евро на перевооружение молдавской армии. Кишинев не просто принимает такие "подарки", но еще и увеличивает свой военный бюджет. В этом году он вырос вдвое. Параллельно этому процессу в Молдове интенсифицировались военные учения, они идут в непосредственной близости от Приднестровья и с участием американских военных. Зачем? - вопрос риторический.
Однако официальный Кишинев настойчиво утверждает, что вопрос с Приднестровьем должен решаться "мирным дипломатическим путем". Хочу обратить внимание на эту риторику. "Мирный" и "дипломатический" путь, например, не исключает экономического давления на Приднестровье и ультиматумов. В прежние годы, когда речь шла о Приднестровье, дипломаты говорили немного иначе, конфликт предлагалось решать "путем политических переговоров на равноправной основе", что не подразумевает какого-либо давления на одну из сторон.
И все же сейчас мы можем утверждать, что Кишинев пока не готов к запуску силовых сценариев на Днестре. Молдова не обладает боеспособной армией, население Молдовы категорически не приемлет войны и, в большинстве своем, не настроено к приднестровцам агрессивно.
Власти Молдавии развернули экономическое и политическое "удушение" Тирасполя, избегают выстраивания конструктивного диалога с ПМР? Чего следует ожидать в обозримой перспективе? Какова роль Вашингтона и Брюсселя в эскалации напряженности?
Игорь Шорников: Вскоре после начала специальной военной операции Украина полностью закрыла приднестровский участок своей границы для движения товаров и людей. Это сделало Приднестровье крайне уязвимым для Молдовы. Сейчас весь приднестровский импорт и экспорт должен осуществляться через Молдову и подчиняться молдавским правилам. Из-за этого, в частности, уже долгое время не решаются вопросы с поставками медикаментов в Приднестровье. Молдова использует европейскую номенклатуру лекарств, а Приднестровье значительную часть медикаментов закупала в странах ЕАЭС, часть из которых по молдавской номенклатуре не проходит. Грузы с лекарствами так и стоят на молдавской таможне. Аналогичная ситуация была с ввозом минеральных удобрений в период посевной. Но все эти эпизоды могут стать лишь прелюдией к полномасштабной блокаде.
На протяжении последних 20 лет молдавские власти настойчиво добивались создания ситуации, когда вся внешнеэкономическая деятельность Приднестровья будет контролироваться Кишиневом. И вот сейчас, хоть и под влиянием внешних обстоятельств, свершилось именно то, чего так хотели молдавские власти. В Молдове хорошо понимают, что сейчас открыто окно возможностей для переформатирования региональной ситуации. И, наверное, молдавская сторона была бы сейчас более активной на приднестровском направлении, если бы не опасалась реакции России. По большому счету, Кишинев все это время находится в режиме ожидания, он не реагирует на предложения Тирасполя о возобновлении переговоров, зато внимательно следит за ходом Специальной военной операции и тщательно отслеживает международную конъюнктуру.
Можно утверждать, что пока Россия наращивает свое политическое влияние в нашем регионе Европы, Кишинев не станет предпринимать рискованных шагов даже не смотря на тотальную зависимость действующего режима от Вашингтона и Брюсселя. Но в случае ее ослабления, мир и безопасность в нашем регионе окажутся под большим вопросом.