Другой опрос аналитического центра НАФИ показывает, что только наличными для оплаты покупок пользуется лишь 10 процентов россиян, сообщает ТАСС. Большая часть населения (73 процента) предпочитает безналичные платежи. Кстати, такой способ оплаты более распространен среди женщин - 78 процентов против 66 у мужчин, а также среди руководителей и квалифицированных работников - по 83 процента.
"Основные преимущества безналичных денег - это снижение риска кражи и издержек хранения денежных средств, - рассказал "РГ" директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков. - Несомненным преимуществом является и упрощенный обмен валюты при поездках за границу".
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов обращает внимание на удобство безналичной оплаты - не нужно отсчитывать деньги и ждать сдачу, которой иногда просто нет. Кроме того, онлайн покупки в интернет-магазинах можно оплатить только картой. "Аренда каршеринга, кикшеринга, велошеринга и т.п. также возможна только за безналичный расчет, как и автопарковки. То же самое относится и к различным интернет-приложениям, играм, лицензиям для ПО, - пояснил "РГ" эксперт. - Различные социальные услуги, счета ЖКХ, штрафы ГИБДД, пошлины можно оплатить и наличными, но удобнее делать это через интернет-приложение, значительно экономя время".
Также на дебетовую карту при оплате товаров и услуг начисляется кэшбек, напоминает эксперт. В отдельных случаях он может достигать 10 процентов. Да и начисление процентов на остаток также приносит дополнительные средства.
Впрочем, как выяснили в прошлом году аналитики Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики бизнес-школы "Сколково", более половины россиян не получают никаких бонусов при использовании платежных карт. А из тех, кто получает, 45 процентов "зарабатывают" менее 300 рублей, показали результаты опроса.
"Чаще всего банки позволяют владельцу карты выбрать для себя приоритетные категории товаров и услуг или конкретные организации-партнеры, где покупки дают повышенный процент кэшбека. Если пользователь не изучает и не подключает для себя такие опции, то, соответственно, получает минимальный кэшбек", - рассказал "РГ" инвестиционный стратег "БКС Мир инвестиций" Александр Бахтин.
Впрочем, даже небольшой кэшбек все равно превышает стоимость обслуживания карты, напоминает Владимир Чернов. При этом в текущем году все крупнейшие банки России сделали это обслуживание бесплатным.
Недостатки у банковских карт тоже есть, и их нужно учитывать. "Из минусов можно выделить вероятность временной блокировки счета карты банком-эмитентом в случае, если операции покажутся подозрительными, в то время как наличные заблокировать невозможно, - отметил Александр Бахтин. - В некоторых случаях к оплате могут приниматься только наличные, особенно это касается малых и удаленных населенных пунктов, где платежная инфраструктура развита слабее, чем в крупных городах".
Не стоит забывать и про мошенников и киберпреступников, похищающих реквизиты банковских карт. А также психологический фактор - уменьшение денег на карте физически незаметно, поэтому часто с них тратится больше, чем при наличном расчете.
Тем временем во втором квартале этого года российские банки установили рекорд по выпуску платежных карт - 27,1 миллиона единиц. Их общее число достигло 374,3 миллиона.
"После ухода из России платежных систем Visa и Mastercard вырос спрос на карты "Мир", так как с ними можно было оплачивать покупки на многих популярных у россиян курортах, - пояснил Владимир Чернов. - Дополнительный спрос обеспечила государственная программа туристического кэшбека, который начислялся только на карты "Мир".
Станут ли однажды банковские карты единственным средством платежа? "Несомненно, мы движемся к обществу без наличных денег, оборот которых более затратен для банковской системы, - отмечает Ярослав Кабаков. - Однако такой переход произойдет еще нескоро, вполне возможно, в периоде десятилетия".
Цифровизация платежей в России в ближайшие годы продолжит развиваться, и к 2025 году доля "безнала" может вырасти до 80-85 процентов, прогнозирует Александр Бахтин. "Однако полный отказ от наличных в обозримом будущем маловероятен как по инфраструктурным причинам, так и с точки зрения готовности к этому населения", - подытожил эксперт.