Поделиться

Как в Коми будут решать проблему электроснабжения отдаленных муниципалитетов

В Республике Коми выросли бюджетные расходы на оплату электроэнергии дизельных электростанций, от которых получают электричество города и поселки региона, не присоединенные к централизованным энергосетям.
Без достаточного финансирования содержать ЛЭП в должном состоянии не получится.
Без достаточного финансирования содержать ЛЭП в должном состоянии не получится. / Святослав Акимов

Предпосылки к этой проблеме возникли еще в январе 2021 года, когда часть республики была отнесена к неценовой зоне оптового рынка энергии. Речь идет о тех отдаленных муниципалитетах, которые не могут получать электроэнергию из Единой энергетической системы России, поскольку туда не протянуты ЛЭП. Это 42 населенных пункта, которые получают электроэнергию от 27 дизельных электростанций (ДЭС).

Для таких потребителей с 1 января 2022 года закон обязывает установить экономически обоснованные тарифы на уровне около 44 рублей за киловатт-час. Если учесть, что на тот момент тарифы составляли 3,56 рубля за киловатт-час для населения и 7,23 рубля для прочих потребителей, плата за электроэнергию для населения взлетела бы в десять раз. Нетрудно предположить, к каким последствиям это привело бы.

Республиканские власти решили не повышать льготные тарифы для этих населенных пунктов. На первое полугодие тариф для населения был установлен в размере 3,56 рубля, на второе полугодие - 3,7 рубля, для прочих потребителей - 5,89 рубля (без НДС). При этом средневзвешенный экономически обоснованный тариф на этот год составляет 36,5 рубля. Это означает, что из областного бюджета только электроснабжающим предприятиям приходится выплачивать более 365 миллионов рублей для компенсации выпадающих доходов.

Присоединиться к централизованным сетям не получится, отмечают в правительстве Коми. По предварительным оценкам, затраты на это составят примерно 14 миллиардов рублей, и окупиться такие расходы могут минимум лет через двадцать. Кроме того, стоит учесть, что более 62 процентов электроэнергии в неценовой зоне потребляют население и социальные объекты - школы, больницы, культурные учреждения. Электроэнергия, потребляемая ими, составляет всего лишь 0,24 процента от совокупного отпуска по региону, а это значит, что новые ЛЭП в труднодоступные районы республики могут вообще никогда не окупиться.

Еще один вариант - закрыть отдаленные поселения и переселить оттуда людей. По мнению председателя комитета Республики Коми по тарифам Анны Тюрниной, это более перспективный вариант, но и здесь есть свои сложности. Например, в федеральном законодательстве нет четких указаний, какие поселения можно закрывать, а какие - нет. В республике действовала программа по закрытию неперспективных населенных пунктов и переселению людей, но еще в 2017 году было решено приостановить ее до 2024 года. Но сложности здесь тоже существенны, отмечают представители муниципалитетов. Опросы жильцов поселков показывают, что покидать родные места они в большинстве своем не готовы. Кроме того, если процесс переселения начнется, то в нем захотят участвовать и те, кто прописан в отдаленных поселках, но уже много лет там не живет. Вместе с тем некоторые поселки вполне могут стать популярными среди туристов. Если их закрыть, то туристическая сфера потеряет привлекательные территории.

Новые ЛЭП в труднодоступные районы республики могут вообще никогда не окупиться

Возводить небольшие автоматизированные котельные на биотопливе или использовать энергию солнца и ветра? Чиновники также считают этот вариант малоперспективным, поскольку наверняка возникнут сложности с доставкой щепы, брикетов и пеллет в отдаленные населенные пункты, куда зачастую во время распутицы невозможно проехать. Однако, по мнению главы администрации Усть-Куломского района Сергея Рубана, в некоторых муниципалитетах это может сработать. По его словам, в этом районе действуют три ДЭС, с транспортным доступом к которым проблем нет. Второй аргумент в пользу биоэнергетики - у многих производителей пеллет, которые ранее экспортировали свою продукцию, сегодня склады переполнены, и они очень нуждаются в новых возможностях сбыта.

Что касается ветряков, то практика показала, что для Коми они не смогут стать решением проблемы. По информации "Коми республиканского центра энергосбережения", использование ветрогенераторов экономически эффективно только там, где среднегодовая скорость ветра составляет от четырех метров в секунду. Чтобы отдача от ветрогенератора была максимальной, нужен ветер со скоростью около 10 метров в секунду. С 1995 до 2008 года в Воркуте работала экспериментальная ветростанция из шести ветрогенераторов мощностью по 250 киловатт.

Во время сильных морозов ветряки регулярно ломались, и в итоге от их эксплуатации отказались из-за высоких затрат, сообщила начальник управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона республиканского министерства строительства и ЖКХ Анастасия Пихней. По ее мнению, ветрогенераторы больше подходят для маяков, пограничных застав, метеостанций и других аналогичных объектов, которым не нужно много электроэнергии и которые не нуждаются в высокой надежности электроснабжения.

Четвертый вариант выхода из положения - создавать укрупненные энергоцентры. По мнению Анны Тюрниной, этот вариант может стать одним из наиболее эффективных. Предполагается укрупнить действующие дизельные станции и построить от них линии электропередачи к малым потребителям. Предполагается создать энергоцентры в Усть-Цилемском и Ижемском районах. Власти намерены начать с Ижемского района - создание энергоцентра в нем планируется включить в инвестпрограмму "Коми коммунальных технологий". Этот вопрос власти намерены окончательно решить в 2023 году.

Прямая речь

Юрий Чукреев, директор Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН:

- Безусловно, энергетику на основе возобновляемых источников энергии в отдаленных населенных пунктах развивать нужно. Но здесь необходимо одно условие: возможность аккумулировать электроэнергию на то время, когда ветра или солнца недостаточно. Пока мы такими технологиями не располагаем. Кроме того, и ВИЭ, и биоэнергетика подразумевают высокие капитальные вложения. Да, топливные брикеты и пеллеты в энергетике Коми нашли применение, но лишь благодаря госпрограммам. У муниципалитетов на это средств нет. На мой взгляд, здесь необходимо разработать такие механизмы финансирования из республиканского и федерального бюджетов, в которых муниципалитетам было бы легче участвовать, потому что сегодня этих возможностей у них мало. Вероятно, следовало бы создать специализированный экологический фонд для подобных проектов, поскольку котельные на щепе и пеллетах решают экологическую проблему древесных отходов. Но в любом случае такое топливо будет дороже, чем газ или тот же воркутинский уголь.