Промышленность и аграрный сектор ПФО в октябре показали умеренно позитивную динамику

По данным статистики, за октябрь текущего года промышленный и аграрный секторы экономики ПФО продемонстрировали неплохие результаты. В целом компании округа вопреки политическим потрясениям заработали с начала года неплохую прибыль, которая превысила 2 трлн рублей.
Производственный сектор регионов неравномерно адаптируется к глобальным переменам
Производственный сектор регионов неравномерно адаптируется к глобальным переменам / Инфографика "РГ"/Юрий Кудряшов

Деловая активность была позитивной за счет реализации ранее начатых инвестпроектов, развития импортозамещения и налаживания логистики внешней торговли - констатируется в докладе ЦБ РФ относительно деятельности предприятий, которые находятся на территориях действия Волго-Вятского главного управления (территория ПФО, за исключением Башкортостана, Оренбургской области и Пермского края).

Статистические данные о продажах за октябрь свидетельствуют, что в среднем выручка промышленных компаний осталась на уровне прошлого года (плюс 0,9 процента). Начало 4-го квартала стало позитивным для Ульяновской области, промышленность которой на протяжении нескольких месяцев находилась в серьезном минусе. Натуральный индекс промпроизводства в октябре в этом регионе вырос на 7,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в августе падение составляло 30,4 процента.

Наихудшие показатели год к году в октябре в ПФО фиксируются на Вятке: промпроизводство снизилось на 23,5 процента, а отгрузка продукции - на 12,6 млрд рублей. Впрочем, такой резкий перелом тренда обусловлен высокой базой. Сравнения с сентябрем текущего года свидетельствуют о положительной динамике, которая практически равна среднеокружному значению.

Промышленность пяти крупнейших регионов - Татарстана, Башкирии, Пермского края, Нижегородской и Самарской областей - в октябре показала значения, близкие к нормальным внутригодовым колебаниям. Хорошим сигналом стало восстановление промпроизводства в самарском регионе (плюс 5,7 процента к аналогичному месяцу 2021 года).

Серьезную прибавку к общему уровню экономической активности дал аграрный сектор. Опубликованные данные за 3-й квартал демонстрируют рост сельхозпроизводства на 20,8 процента относительно аналогичного периода прошлого года. Причем рост объясняется не только рекордным урожаем. Например, в Кировской области, агросектор которой ориентирован на молочное животноводство, высокие позитивные результаты (свыше 10 процентов) фиксируются с начала года.

На волатильном рынке зерна резкий рост предложения уже оказал влияние на цены. С начала года индекс цен на сельхозпродукцию в Оренбургской и Самарской областях в октябре упал почти на 10 процентов. В других регионах влияние не так заметно: Нижегородская область - минус 0,3 процента, Удмуртия - плюс 3,3 процента к декабрю прошлого года. На Вятке после весеннего скачка цены для сельхозпроизводителей держатся на уровне плюс 7-8 процентов, что наглядно иллюстрирует влияние различий в структуре сельскохозяйственного производства на значения этого статистического индекса.

В октябре продолжилось снижение цен на продукцию промпредприятий ПФО. В результате в среднем по макрорегиону они опустились на полпроцента ниже тех, что были в начале текущего года. Учитывая высокую базу 2021-го, медленное снижение промышленных цен не выглядит критическим.

В целом по округу прибыль крупных и средних компаний за девять месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого выросла на 321,1 мдрд рублей и составила почти 2,1 трлн рублей.

В условиях сдержанной кредитно-денежной политики именно прибыль компаний является ведущим источником инвестиционных ресурсов. По данным опроса Банка России, подавляющее большинство предприятий сообщили о сохранении (малый и средний бизнес) или увеличении (крупные компании) капитальных затрат в 2022 году. На следующий 2023-й они рассчитывают сохранить капвложения на текущих уровнях, что в условиях трансформации экономики может свидетельствовать о достаточно настороженном отношении к будущему спросу, особенно в отраслях, пострадавших от односторонних дискриминационных мер.