- У меня сегодня на обед грибовница - суп из белых грибов. Прислал знакомый учитель из Боровлянки, - пригласил к столу хозяин. - А потом будем пить чай из северных трав. Их собрали друзья в Надыме.
- Хорошо вам, Герман Алексеевич, у вас везде друзья…
- Это правда. Сейчас подъедет еще коллега из Юргамышского района Елена Галка с приятельницей. Вот про кого надо написать: оставила городской комфорт, купила домик в деревне, топит печку дровами и занимается творчеством. По нынешним временам это можно приравнять к подвигу.
На первом этаже двухэтажной мастерской художника гостиная. Посреди комнаты длинный стол, где собираются его друзья, соратники, коллеги по цеху. Беседуют, спорят, обсуждают новые веяния в изобразительном искусстве.
Герман Травников: Из Тюмени пришла хорошая весть: мой альбом "Путешествие с акварелью" стал дипломантом регионального конкурса "Книга года-2022" в номинации "Лучшая книга о культурном наследии". Я отсканировал для альбома 1100 фотографий с акварельных листов, но вошло только 420, написанных в разное время начиная с 1960-х годов. Приятно, что заметили мою работу.
За что вы так любите акварель, Герман Алексеевич?
Герман Травников: За чуткость. Как говорили китайцы, которые еще в глубокой древности писали стихи акварелью, надо писать так, как бьется сердце. Вот это ощущение биения сердца в акварели очень сильно. Совсем не такое, как, допустим, в рассудительном масле, где можно долго писать и переписывать. Акварель любит прозрачность, свежесть, откровенность. В ней романтизм, чистота, мечта. На первый взгляд, акварель - простой, легкий материал, но он больше всего выдает художника, его характер, мировоззрение, чувства.
Когда вы впервые взяли в руки кисть?
Герман Травников: В три с половиной года, весной 1941-го. Отец, глядя в окно, нарисовал на конверте от патефонной пластинки скворечник, прибитый на воротах. Потом посадил в него скворца, сверху изобразил солнышко. Меня это так поразило! Оказывается, все, что я вижу, можно запечатлеть, а потом показать другим. Сначала я рисовал карандашами, а когда пошел в школу, мне купили акварельные краски. С тех пор акварели я не изменяю.
Я знаю, самая большая ваша мечта - построить музей акварели…
Герман Травников: Не только мечта, но и моя боль. Еще в 1988 году академик Дмитрий Лихачев, возглавлявший тогда всесоюзный Фонд культуры, помог составить письмо на имя первого секретаря обкома КПСС с идеей создания в Кургане первого в стране музея акварели. Совет народных депутатов поддержал наше предложение, даже здание выделили на улице Советской, 104. Я знал всех акварелистов СССР. Мы начали потихоньку собирать картины, но мечте не суждено было сбыться. В обещанное здание переехал театр кукол, а под музей места так и не нашли. Такое чувство, что обманули, как мальчишку.
А такой дом очень нужен. В художественном музее собрано более трех тысяч произведений - уникальная коллекция акварели, отражающая 100-летний путь ее развития. Они должны работать, служить людям, а не лежать мертвым грузом на складе. Курган не зря называют столицей акварели: в этом году у нас прошла шестая всероссийская выставка. Заметно расширилась география. Кроме художников из России, в ней приняли участие мастера из Германии, Латвии, Китая, Болгарии, Молдавии и Казахстана. То есть благодаря нашей выставке Курган знают во всем мире. Музей акварели мог бы стать достопримечательностью города и области, привлечь туристов, за которыми в регионах сейчас охотятся.
Может, сейчас время такое, не до культуры?
Герман Травников: К сожалению, на культуру всегда не хватает ни денег, ни времени. Шестую выставку акварели организовали за счет президентского гранта. Что будет с седьмой через четыре года, пока вопрос открытый. Как это ни парадоксально звучит, но расцвет культуры в Курганской области пришелся на времена застоя - 1970-1980-е годы. Тогда появились художественный музей, филармония, в районах как грибы росли новые Дома культуры. А сейчас в основном ремонтируют и переделывают. Падает общий уровень культуры. Если раньше парки и скверы украшали скульптурами, которые были настоящими произведениями искусства, то сейчас предпочитают кованые изделия и топиарии. А мы ругаем молодежь, что она некультурная. В переводе с латинского культура - это возделывание. Ее надо постоянно пестовать, возделывать, как сад, и вкладываться в нее. Только тогда она даст плоды.
Сколько у вас всего картин?
Герман Травников: Не знаю, не считал. Много своих работ я раздарил. У меня была такая скромненькая идея: в каждой квартире Кургана - акварель Травникова. Однажды сижу в театре "Современник" в Москве. Смотрю спектакль. Рядом женщина. "Вы музыкант?" - спрашивает. "Нет", - отвечаю. "А ваша фамилия?" - "Я не москвич. Вы меня не знаете". - "А все-таки интересно". - "Травников, художник". - "Я вас знаю! У Доренского висит ваш табун лошадей и подпись "Травников"". Оказалось, она музыкант, училась у известного пианиста и педагога Сергея Доренского. Так что мои картины могут быть где угодно.
Вы много путешествуете. Где были последний раз?
Герман Травников: В позапрошлом году в Армении. Мечтаю увидеть Антарктиду.
Были во время путешествий интересные встречи?
Герман Травников: Да, одну запомнил на всю жизнь. В Карелии как-то собирал в лесу морошку. Вижу - валун зашевелился. Рядом медведь стоит, на меня смотрит. Я как ни в чем не бывало продолжаю срывать и есть морошку, а сам все дальше и дальше от косолапого. Я вырос в лесу, на кордоне. Хорошо знаю повадки зверей, поэтому не растерялся. К лесу у меня особое отношение: во время войны и после нее он нас кормил, согревал и охранял.
Вам хотелось когда-нибудь уехать из Курганской области?
Герман Травников: Нет. В одном из своих альбомов я написал: "Под небом сибирским распростерлось Курганское Зауралье - край, где жили, трудились и покоятся мои предки. Здесь я родился и живу. На этой земле обретаю душевное равновесие, единение с природой и чувство родного дома. Отчий край. К тебе моя сыновняя привязанность, надежда и любовь".
Откуда вы берете вдохновение?
Герман Травников: Вдохновение - это постоянная работа. Я не жду, когда оно меня посетит. Беру кисть, макаю ее в краску, начинаю писать - пришло вдохновение.
Сколько времени занимает пейзаж?
Герман Травников: Можно за пять минут написать, за пять дней, а порой за пять месяцев. Для меня в пейзаже особенно интересно небо. Каждое мое небо, как музыка, имеет свое настроение. Выхожу на природу и сразу чувствую, минор или мажор.
Вас поэтому называют "небесист" - от слова "небо"?
Герман Травников: Как меня только ни называли - даже кавалеристом побывал. Было это давно в одной из национальных республик. Художники-акварелисты приехали на большой форум и увидели поперек центральной улицы растяжку "Привет советским кавалеристам".
У вас много портретов. Сложно их писать?
Герман Травников: Для меня в портрете очень важен фон. Потому что фон - это среда, интерес человека, его образ жизни. Например, ректор у меня сидит в рабочем кабинете, а поэт изображен на сине-розоватом фоне, как будто сияние за спиной. И другого фона быть не может.
Что бы вы посоветовали тем, кто хочет рисовать, но не имеет художественного образования?
Герман Травников: То же самое, что Лев Толстой начинающему писателю: если можешь не писать - не пиши. На самом деле есть масса художников, которые нигде не учились, но у них замечательные картины. Способность и желание творить не зависят от образования.
Вы никогда не бываете мрачным. Это умение скрывать эмоции или вы по жизни оптимист?
Герман Травников: Я просто люблю и радуюсь жизни, ценю каждый прожитый день. Я же видел всякие времена: репрессии, перестройку, развал СССР, лихие девяностые. Сейчас живу в век высоких технологий, интернетом пользуюсь. Столько нового, неизведанного, непрочитанного.