Истина только в том, что без сердца нет жизни и что оно главный наш орган от рождения и до ухода. Это незыблемые истины? С этого вопроса начался разговор с кардиологом, генеральным директором Национального медицинского исследовательского Центра кардиологии имени Е.И. Чазова, академиком РАН Сергеем Бойцовым.
Сергей Бойцов: Да нет, теперь это уже не истина в последней инстанции. И не только потому что привычными стали пересадки сердца. И если свое вышло из строя, то можно обзавестись донорским и с ним долго и нормально жить. И по большому счету, сердцу все-таки хочется покоя. Но если случается беда, то в наше время этой беде можно помочь.
Имеете в виду трансплантацию, стенты, клапаны?
Сергей Бойцов: Не только! Теперь даже есть механические помощники для собственного сердца, которые заменяют работу его главной части - левого желудочка.
Радужная картина, Сергей Анатольевич. Выходит, сердцу ничего не страшно? А на поверку именно его болезни лидируют среди всех заболеваний, в том числе даже по летальным исходам. Даже такая страшная напасть, как онкология, не отбирает у них первенства. Правда, сейчас некоторые считают, что это удалось ковиду. Якобы от него пострадавших больше, чем от кардиологических заболеваний.
Сергей Бойцов: Не станем вдаваться в статистику. Но необходимо сказать, что связь между респираторными инфекциями и болезнями сердца, а самое главное смертельными исходами от сердечных болезней, стала очевидна с начала 30-х годов двадцатого века. А в начале 50-х начался период, когда инфекционные болезни уступили первенство сердечно-сосудистым причинам смерти.
Почему?
Сергей Бойцов: Тому три причины. Первая - появились антибиотики. Вторая - урбанизация и третья - избыточное питание, ожирение.
После войны никак не могли насытиться. А еды стало вдоволь. С антибиотиками все понятно: они защитили от инфекций. Но пришли другие времена. Пришел ковид, и против него антибиотики оказались бессильны.
Сергей Бойцов: К сожалению, именно так. Напомним, что в самом начале ковида антибиотики против него применялись. Но успеха не приносили. Мир спасли вакцины. И первую вакцину предложил Центр имени Гамалеи. Но... Признаем: ковид обострил ситуацию с заболеваниями сердца. Такими как аритмии, ишемическая болезнь сердца и сердечная недостаточность.
И как нам быть в этой ситуации? Тем более что мир обрушил на нас всяческие санкции...
Сергей Бойцов: На самом деле, мы опять должны в первую очередь говорить о необходимости вакцинации. И против ковида, а сейчас и против гриппа. Очень важная мера углубленной диспансеризации.
Она для всех?
Сергей Бойцов: Для тех, кто перенес ковид и страдает хроническими болезнями.
В последнее время не только в узкомедицинских кругах стало некоей модой говорить о необходимой онконастороженности в первичном звене, то есть в поликлиниках, медпунктах... Но может, нужна и кардиологическая настороженность? Или мы слишком многого требуем от специалистов этого звена помощи?
Сергей Бойцов: Ваше замечание справедливо. Такая настороженность необходима. Несмотря на то, что первичному звену и во время ковида, и даже сейчас очень непросто. Нагрузка колоссальная. Но трудности порождают новые решения. Могу привести примеры. Напомню вам: я главный кардиолог Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов России. И знаю, что во всех регионах появились новые дистанционные технологии: дистанционная регистрация ЭКГ, дистанционное консультирование, дистанционная выписка рецептов.
Сергей Анатольевич, вы меня пугаете, может быть, потому, что я давно живу на свете, может, потому, что на моем пути были такие кардиологи, как Абрам Львович Сыркин, которому достаточно приложить ухо к спине, и он ставил диагноз. Я не однажды спрашивала людей: как вы хотите, чтобы к вам пришел врач или чтобы диагноз вам поставили по телефону? Вам, Сергей Анатольевич, озвучить ответы, которые я получила.
Сергей Бойцов: Думаю, они известны, Ирина Григорьевна. Но вы неправильно формулируете вопросы. Тот же диагноз по телефону не ставится. Это происходит при очном контакте врача с пациентом. Другое дело, что при этом личном контакте вовсе необязательно прикладывать ухо к спине. Есть специальная техника, кстати, не только импортная, но и отечественная, которая может поспорить с человеческих ухом. Даже если это ухо Сыркина, которого мы, кардиологи, просто обожаем. Только мне бы не хотелось, чтобы все, кто читает нашу беседу, подумали, что новые возможности медицинской помощи и в первую очередь - профилактической - неприемлемы.
Прогресс остановить невозможно. А уж если он приходит в охрану здоровья, то к нему надо отнестись с пиететом, бережно, не отпугивать. Мы с вами беседуем не в первый раз, в том числе и на тему цифровизации, искусственного интеллекта. И думается, сейчас уместно уделить ему внимание.
Трудно переломить отрицательное отношение к новым явлениям. Привычное всегда ближе. Однако уже можно говорить о том, что цифровизация и искусственный интеллект не только внедряются, но и меняют картину медицинской помощи к лучшему. Вот уже два года работает программа бесплатного обеспечения лекарствами тех, кто перенес инсульты, инфаркты и операции на сердце. А таких сотни тысяч.
Уточните: именно эти категории пациентов?
Сергей Бойцов: Да, именно эти. Человек получает лекарства сразу после выписки из больницы. Говорю об этом потому, что такое лекарственное обеспечение, в свою очередь, обеспечивает покой и сердцу, и душе. А это чрезвычайно важно.
А как насчет того, что покой нам только снится?
Сергей Бойцов: К сожалению, именно так. А покой сердцу нужен, и перегружать его, особенно в пожилом возрасте, просто нельзя. Это просто опасно. Да, со стороны может выглядеть красиво, когда некие экстремалы, обнажившись до трусов, шагают по морозу и с гордостью объявляют, что это не только приятно, что возникают положительные эмоции. Медики нередко сталкиваются с последствиями подобных увлечений. Понимаю, выражение "все можно и нужно в меру" - не самое привлекательное. Куда больше драйва в заявлениях тех же экстремалов...
А боль надо превозмогать?
Сергей Бойцов: В обычной жизни не надо. В экстремальной ситуации такое иногда приходится пережить. Но если речь идет о сердечной боли, о сердечном приступе, терпеть нельзя ни в коем случае! В нашей стране уже больше десяти лет работает система лечения инфаркта миокарда. Но остается в этой системе одно слабое место. Люди поздно обращаются.
Раньше ситуация была просто ужасная - пациенты терпели боль в области сердца, в грудной клетке до суток и более. Сейчас стало иначе. Люди звонят в скорую помощь в среднем через пять часов, что тоже поздно. Сердце можно спасти, если позвонить как можно раньше. Если в области сердца, в груди возникла сильная боль, особенно если она давящая или жгущая, и это состояние длится больше 10-15 минут, надо вызывать скорую помощь. Говоря современным языком, в таких ситуациях помогают телефон, хорошая дорога и машина скорой помощи.
Вы, как главный кардиолог, можете сказать, что это трио существует на всей подведомственной вам территории?
Сергей Бойцов: К сожалению, нет. Потому что многие, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, живут там, куда добраться можно только на вертолете или самолете. Эта система тоже работает.
Современное спасение от инфаркта в том, чтобы как можно быстрее провести стентирование?
Сергей Бойцов: Да. При тяжелых инфарктах это необходимо практически всем пациентам. И это уже рутинная практика - эндоваскулярным путем. Стенты ныне не дефицит: и импортные, и наши отечественные. Более того, сейчас мы умеем спасать людей, у которых произошел разрыв перегородки сердца.
Сергей Анатольевич! Мы беседуем в преддверии Нового года. Вот и вы принесли мне в подарок новогоднюю елочку. И во многих городах, поселках они появляются. И потому ваше новогоднее пожелание читателям "РГ"?
Сергей Бойцов: Самое простое: берегите сердце. Живите долго. И постарайтесь быть счастливыми!