Итоги 2022 года: лучшие новые российские сериалы по версии "Кинократии". Часть 1
"1703"
Уверенный претендент на звание лучшего сериала года - чернющая комедия Okko, густо замешанная на питерском нуаре.
Классическая формула, которую мы ещё не раз и не два встретим в наших списках - неуклюжий салага в паре с матёрым профи - здесь получает особенно искромётное воплощение в лице Кузьмы Сапрыкина и Гоши Куценко, сыгравшего, кажется, одну из лучших своих ролей. Наивный мажористый миллениал-подкаблучник из Москвы прибывает на службу в полицию в Петербург, где ему в напарники достаётся смурной, вечно ворчащий, беспрерывно курящий и вдобавок постоянно заикающийся алкоголик в завязке (которая, как нетрудно догадаться, не может длиться вечно), в раздолбанной древней колымаге которого вечно по кругу играет одна и та же кассета Тани Булановой.
Парочке предстоит расследовать загадочные исчезновения из местного морга трупов молодых девушек. Неповторимая мрачная эстетика Северной столицы, вереница уморительных персонажей, нескончаемые взаимные московско-питерские пикировки (накладывающиеся на конфликт поколений), остроумные интродукции к каждой серии, злой психоделический угар, в хорошем смысле бредовая концовка, мало что объясняющая, но этим парадоксально только красящая историю - сплошное, короче говоря, удовольствие, не пропустите.
"Конец света"
Актуальная сатира - штука тонкая, и не скатиться в пошлое зубоскальство, как это случилось с несчастными "Горемыками" (и не будем мы о них горевать), - уже в известном смысле подвиг.
Нельзя сказать, что авторам истории о пришествии Князя тьмы в Чертаново (не везёт этому району в кинематографе патологически) на сто процентов удаётся держать планку - порой всё-таки за черту они заступают. Но в целом сериал "Кинопоиска" получился очень смешным и полным остроумных цитат и отсылок (в диапазоне от "Фарго" до обязательного South Park).
Отдельная удача - персонажи и каст. Владимир Колокольников в образе Сатаны явно тащится от происходящего. Остальные не отстают.
"Номинация"
Любопытный эксперимент Надежды Михалковой - сериал про съёмки художественного фильма, сопровождаемые производственными и этическими сложностями. Автор сама же играет главную роль, но не менее важная - у её сестры Анны. А Никита Сергеевич, судя по всему, метафорически имеется в виду за кадром - в незримом образе великого русского режиссёра и сценариста Истомина, чей нереализованный проект подхватывают его дочери.
Это и местами очень смешная комедия. И серьёзная драма - в том числе семейная, поскольку немаловажную функцию тут выполняет суровая властная Мать (Людмила Максакова). А также не в последнюю очередь сатира на отечественную киноиндустрию, которой "Номинация" ставит не самые утешительные диагнозы.
Впрочем, веру в лучшее никто не отменял: досмотреть шоу стоит хотя бы ради концовки, где красиво ломается "четвёртая стена" и небезосновательное разочарование уступает дорогу столь же, пожалуй, небезосновательному оптимизму.
"Почка"
Фанатам Любови Аксёновой пропускать трагикомедию KION, вышедшую в начале года, ни в коем случае нельзя - хотя они и так наверняка в курсе. Поэтому обращаем внимание всех остальных.
Героиня Аксёновой - мерзкая и беспринципная инспекторша пожарной службы Наташа, коррумпированная по самые внутренности. С этими-то внутренностями у неё и возникают проблемы: отказывают сразу обе почки. И никакие деньги со связями не помогают: жди в очереди на пересадку - и никого не волнует, сколько там тебе осталось. Близкие же родственники знать Наташу не хотят - и в этом, конечно, её заслуга.
Так что бедняге приходится включить свою природную смекалку, чтобы выкрутиться. Сочувствовать ей бесконечно трудно - даже несмотря на постепенное, но очевидное преображение, к которому её приводит беда. Но вот следить за мытарствами - очень увлекательно.
"Чёрная весна"
Выкрашенная в холодные тона фантазия о том, как компания старшеклассников, злоупотребляющих психостимуляторами, возрождает в захолустном приморском городке классическую традицию дуэлей.
По картинке очевидно, что режиссеры сериала (что интересно - отнюдь не представители поколения Z, Сергей Тарамаев - 1958 года рождения, Любовь Львова - 1984-го) вдохновлялись "Эйфорией" - как, собственно, почти все, кто пытается делать молодёжные сериалы в России. Но в "Эйфории" под слоем блесток прячется такой непроглядный мрак, что ни одного персонажа нельзя назвать хотя бы отчасти положительным. В "Черной весне" хватает блесток и неона, но они лишь оттеняют русскую фактуру. И несмотря на мрачные и жестокие события, поиск себя главными героями не лишен надежды и света.
"Черная весна" - это любопытная попытка подружить гопничество и пацанство с великим культурным наследием человечества и в целом - поговорить возвышенно о низменных страстях.
Звучит претенциозно, однако создателям удалось сыграть в эту игру не нарочито, красиво, романтично и без излишнего морализаторства. Именно так должна работать пресловутая "магия кино". Персонажи плосковаты, сюжетные повороты местами банальны, местами абсурдны, однако удачный каст, безупречная работа с визуальной стилистикой и атмосферным сеттингом (съемки проходили в Коктебеле), злободневная проблематика и уместные отсылки к классике делают "Черную весну" достойным внимания отражением так называемых потоков коллективного сознания российского общества.
В плане каста хочется особенно отметить Артема Кошмана, сыгравшего роль вспыльчивого Кисы, особенно рьяно выступающего за честь и справедливость. Их актерский дуэт с Глебом Калюжным, который в "Черной весне" ровно на своем месте, можно назвать изюминкой проекта. Хорош а роли главного антагониста Иван Лаврухин - с ним Калюжный уже встречался на съемочной площадке "Новенького".