Итоги 2022 года: лучшие новые российские сериалы по версии "Кинократии". Часть 3
"ЮЗЗЗ"
"Straight outta Rostov", как говорят у нас на юге. Если честно, Ростов-на-Дону в сериале "ЮЗЗЗ" похож на реального Папу, примерно как Комптон на Мытищи: борзые пацанчики с травматами, пафосные наркобароны, разговаривающие матом гангста-рэперы, жестокие разборки "район на район" явно импортированы авторами сериала откуда-то из-за океана. И тем удивительнее, насколько здорово они прижились в колорите русской южной готики.
Её, конечно, валом - от умопомрачительных солнечных пейзажей до притаившихся в тени трущоб, от сияющих неоном ночных клубов до непроглядных подвалов. Такими же контрастами играет сценарий, постоянно перескакивая с сентиментальной мелодрамы на криминальный боевик и с трагикомедии на лютый хоррор. Причём мультижанровость тут очень ладная, логичная - без фальши и швов, не считая, может быть, слегка нелепой концовки.
Но главное - прекрасный каст. Гела "у нас есть Аль Пачино дома" Месхи и Антон "вот такой цирк я люблю" Кузнецов - однозначно среди лучших сериальных артистов года. Это мы сейчас не про отдельно взятую российскую телеиндустрию, а вообще.
"Барабашка"
Это ведь было каких-то пару лет назад, но кажется, что прошла целая вечность с тех пор, как все мы сидели по домам, лишь изредка решаясь на стратегическую вылазку в магазин. То причудливое время породило целый поджанр сериалов - в основном комедийных, сделанных на коленке и снятых в формате скринлайф.
"Барабашка", обращающийся к этому дивному времени, не таков. Выдержав паузу, его авторы спокойно осмыслили безумие, в которое впадали от вынужденного замкнутого одиночества особо чувствительные натуры. Как, например, герой по имени Артём (Антон Филипенко), дошедший до того, что стал замечать в своей безлюдной квартире чьё-то необъяснимое присутствие.
Впрочем, всё оказывается совсем не так просто - и к середине повествования всё оборачивается ещё большим безумием, только теперь внешним. Внешним настолько, насколько это вообще возможно. Не будем спойлерить, лишь заметим, что с появлением на экране замечательного Тимофея Трибунцева происходящее начинает играть совсем другими красками.
"Я слежу за тобой"
Ещё один интересный проект с Трибунцевым - комедийный детектив о парочке разновозрастных неудачников, служащих в секретном отделе полиции.
Их задача - вести незаметную слежку за потенциальными преступниками и докладывать об увиденном начальству. Беда в том, что один из них - проштрафившийся опер, который рвётся в родной отдел и на молчаливое бездействие не согласен.
Шутовской сюрреализм в "Я слежу за тобой" идёт рука об руку с едкой сатирой, сдобренной массой кинематографических пародий (особенно крепко досталось нашему любимому русскому артхаусу). Ну и присыпан лёгкой житейской грустинкой, само собой, как без этого.
"Сергий против нечисти"
Непритязательная и короткая - весь сезон в совокупности длится всего полтора часа - фэнтезийная комедия о бывшем священнике, который посвятил себя борьбе с нечистью. Причём не только с попсовыми вампирами, но и, например, с такими экзотическими в наше время существами, как кот-баюн.
В своём роде наш пародийный ответ "Константину" и "Ван Хельсингу". Роман Маякин, добравшийся наконец до главной роли (что особенно ценно - не холёного жлоба), играет с видимой радостью, и она легко передаётся зрителю, если тот отключит на время излишнюю серьёзность.