Итоги 2022 года: лучшие новые российские сериалы по версии "Кинократии". Часть 2
"Нулевой пациент"
Достойный ответ "Кинопоиска" пасквилянтам HBO с их "Чернобылем": сериал, который тоже основан на реальных событиях и тоже вполне себе обличает позднесоветский строй, однако почти не повышает голос, не ударяется в карикатурный "идеализм" и не транслирует лозунгов за всё хорошее против всего плохого. Потому что во всём - включая даже борьбу за правду - нужно знать меру и по возможности сохранять холодную голову.
Сдержанный тон "Нулевого пациента" предсказуемо не понравился так называемым "либералам", а уж наличие тут положительного персонажа-гэбиста, кажется, вовсе их добило. Хотя и фанатичные ностальгаторы нашли повод поворчать: дескать, никакой засекреченной вспышки ВИЧ в СССР быть не могло. И хорошо на самом деле, что случился такой спор, - значит, есть у нас ещё масскульт, способный провоцировать публичные дискуссии.
А те, кому таковые дискуссии не интересны, могут просто посмотреть качественный социальный триллер с вкраплениями трогательных человеческих историй. Иногда режиссура Евгения Стычкина и Сергея Трофимова слишком уж концентрируется на атрибутах эпохи, но в целом - молодцы.
"Карамора"
Авторский проект Данилы Козловского (что означает - с Данилой Козловским в главной роли и снятый Данилой Козловским), поссоривший его с онлайн-сервисом START (но это было потом) признаемся, приятно удивил.
Нет, это, конечно, совсем не шедевр: задумку о вампирской элите, сосущей кровь из простого народа, мягко говоря, оригинальной не назовёшь, а сам сюжет постоянно балансирует на грани дурновкусия, в каждой второй сцене источая избыточность. Но это парадоксальным образом играет проекту на руку: получается такой угарный, сочный китч, что глаз не оторвать.
Не слишком глубокая, но весьма бурная фантазия создателей запихнула в яркий сеттинг неспокойного начала прошлого века всех, до кого только смогла дотянуться - от Гаврилы Принципа и Сталина до Льва Толстого и Распутина. Взрывной в прямом смысле коктейль - вдобавок с неоднозначной в хорошем смысле моралью, что уже само по себе по нашим временам редкость.
"Абсурд"
Название этой восьмисерийной комедии говорит само за себя. Впрочем, абсурд абсурдом, а хорошая комедия потому и хорошая, что, кривляясь, отражает вполне реальные вещи, над которыми грех не посмеяться.
Завязка - вполне себе гоголевская. Начальника сибирской тюрьмы осеняет гениальная идея: перед приездом комиссии из центра заменить своих неблагонадёжных зеков на профессиональных актёров. Актёров, кстати говоря, в буквальном смысле погорелого театра. А подопечных он тем временем сквозь снег отправляет в железнодорожный вояж без определённого пункта назначения.
Разумеется, не по плану идёт абсолютно всё, и в какой-то момент градус этого самого абсурда становится совершенно неописуемым. Короче говоря, действительно смешно и местами неожиданно трогательно. Актёрский состав - в порядке: Мерзликин, Маклаков, Чурсин и прочие.
"И снова здравствуйте!"
Если в "Абсурде" Андрей Мерзликин - только одно из длинного списка примечательных лиц на экране, то в этой комедии, чей сюжет со здравым смыслом тоже не шибко дружен, - его настоящий бенефис.
Мерзликин играет "решалу" по имени Борис. Борис предоставляет различные криминальные услуги - от "припугнуть" до "устранить". Однажды он решает выйти из игры и заняться тихим бизнесом по производству кексиков, но, как водится, слишком много знающего профессионала никто никуда просто так отпускать не собирается.
Очнувшись в морге с дыркой в голове и напугав до полусмерти студента-практиканта, Борис осознаёт, что его невозможно убить. Он приводит в чувство несчастного свидетеля своего чудесного воскрешения и вместе с ним отправляется мстить, а заодно - выяснять, что с ним, собственно, происходит.
Как вы понимаете, погибнуть и восстать герою придётся ещё не раз, попутно переживая комичные приключения (а диалоги тут иногда ну прямо-таки тарантиновские), ведущие к внезапно мелодраматичному финалу.
"Замёрзшие"
В категории "нуарный триллер без примесей" у нас с лёгкостью и без какой-либо видимой конкуренции (что жаль) побеждает проект Адильхана Ержанова.
Костомукша - небольшой северный городок. На первый взгляд, тихий. Но это, естественно, только на первый взгляд. В заснеженном омуте водятся те ещё черти. Замкнутое сообщество накрывает волна жестоких убийств, каким-то образом связанных с местным опером. Расследование приводит его не только к разгадке, но и к собственной тёмной сущности, и Артём Быстров показывает это великолепно.
Отмороженный (простите за каламбур) злодей в исполнении Владимира Канухина (он же отлично сыграл демонёнка-блогера из "Конца света") - тоже замечателен. На выходе получаем нечто среднее между "Фарго", "Фортитьюдом" и "Капканом". Но по-русски. Класс.