Зачем по ДНР везут мироточивую икону Божией Матери "Умягчение злых сердец"

На Донбассе находится мироточивая икона Божией Матери "Умягчение злых сердец".
Мироточивую икону "Умягчение злых сердец - Донецкую" провозят по всему воюющему Донбассу.
Мироточивую икону "Умягчение злых сердец - Донецкую" провозят по всему воюющему Донбассу. / Телеканал "Спас"

Ее провозят по разным участкам фронта - она была в ДНР, ЛНР, в Запорожской области, у Антоновского моста в Херсоне. Перед нею служил молебен неподалеку от передовой давно окормляющий Донбасс протоиерей Петр Гриценко с приехавшими в зону спецоперации московскими священниками. Икону часто сопровождает военкор телеканала "Спас" Александр Егорцев, журналист с репутацией доброго, смелого и неавантюристичного человека.

Мироточение и чудотворность икон - это события-потрясения.

Что-то большее, чем обычное, умещающееся в рациональные рамки, входит в человеческую жизнь и невидимо, но явно меняет ее. И мир привычно шевелящихся в русле нашего внимания новостей взрывается новостью о чуде.

- Я ее увидел первый раз на Доломите в 2019 году, - рассказывает боец в видео, снятом Александром Егорцевым, и трудно вообразить его рассказ выдумкой. - И увидел первые чудеса: у нас просто прекратилась смерть. Долгое время мы продолжали службу в здравии - никто у нас не погибал, не было раненых.

Однако где много чуда, там должно быть немало здравого ума. И даже критического взгляда.

Поэтому вслед за объявлением чудес обычно собираются комиссии, идет опрос свидетелей, назначаются ответственные (но, разумеется, не кощунственные) проверки. Потому что громко заявленное чудо может не подтвердиться. И все превратится как минимум в конфуз, а то и посрамление легковерным.

Так, не подтвердилось спешно объявленное когда-то депутатом Госдумы Натальей Поклонской мироточение бюста государя Николая II. Нам нельзя забывать, что заявить о чуде - это еще и арсенал мошенников, собранный из хитроумности и нездравости их рассудка одновременно.

Все же уважаемые и мудрые священники всегда призывали своих чад к осторожности. Мой духовник в назидание рассказывал историю про неожиданно замироточившую в церкви икону и мироточащую до тех пор, пока в пустом храме не обнаружили алтарника, в тайне от всех зачем-то тихонечко впрыскивающего в икону душистое маслице.

Поэтому хороший верующий - это трезвый сознанием человек. Он и явлению-то ангелов должен не поверить, поскольку предупрежден на этот счет много раз и самыми разными людьми - от светских психиатров до рассказчиков житий святых, где являющиеся ангелы часто оказывались совсем не тем, за что принимались.

Миро стекает на руки бойца,держащего икону. Того самого,что скажет: "Может, выживешь..." Фото: Телеканал "Спас"

Но зона спецоперации - особое место. Мужества, подвигов, страданий, человеческого величия, горя и крайне неординарных событий. Ехать туда с ревизорскими проверками, когда немногие смелы ехать и без проверок, сейчас вряд ли возможно.

И поэтому лучшим доказательством чуда является вера солдат. Выражение их лиц. Их слова. Их желание креститься, исповедаться и причаститься. Иногда перед самым боем. Крестить, кстати, сильно желающих, например перед боем, можно укороченным чином. И если нет священника, то любому православному христианину. Я до сих пор жалею, что четыре года назад не покрестила поздно ночью в больнице соседа моего брата по больничной палате. К утру он умер.

Близость смерти делает нас совсем другими, непривычными для себя и для других.

На фронте смерть близка, как нигде. "На войне неверующих нет, - говорит помогающий провозить мироточивую икону вдоль передовой подполковник НМ ЛНР Андрей Тимохин. - Когда особенно тяжело, когда земля подымается и ходуном ходит, снаряд прилетел и вон там разнес все, а следующий может попасть в тебя, каждый говорит: Господи, спаси! Господи, помоги!" По его мнению, это тоже парадоксальный эффект фронта - люди становятся ближе, дружнее, сплоченнее, "немножко возвращаются в то, человеческое". И ближе становятся к Богу.

Я знакома с Андреем по командировке в ЛНР, он помогал нам в ней и запомнился мужественным, сильным и участливым человеком.

У двух солдат, держащих мироточащую икону, пока отец Петр Гриценко служит перед ней молебен, ладони оказываются в мире. И один с невероятным выражением лица, какое бывает только у потрясенного человека, тихо, почти скороговоркой, говорит другому не камере адресованное, камера здесь просто случайный свидетель: "Сколько видел, но такое чудо первый раз вижу", и быстро добавляет почти неслышное: "Может, выживешь..."

Потом к иконе прикладываются молодые бойцы, появившиеся из остановившегося на дороге танка. "Встречаем Богородицу и читаем молитву о Родине", - говорит один из них.

Сам факт веры человека - это тоже чудо. Есть примеры того, когда чудотворность чего-либо не подтверждалась, а чудо происходило. Существует знаменитая история, когда человек просил друга, отправляющегося на Святую землю, привезти ему оттуда святую воду, дабы исцелиться от измучившей его болезни. Друг забыл и в последний момент зачерпнул воду в местной речке. А просивший исцелился. И на покаяние друга: "Вода-то из нашей речки...", улыбнулся: "Но я-то здоровый". Чудо произошло по силе веры. "По вере вашей да будет вам" - сказано про такие случаи.

- Бойцы были поражены, насколько обильно истекало миро во время молитвы, - говорит служивший перед иконой молебен отец Петр Гриценко. - Многие из этих солдат видели в боях чудеса, милость Божию и покровительство Божией Матери. Многие сегодня помазались миром и покрестились многие. Мы и технику освящаем, но не для того, чтобы она сохранилась, а для того, чтобы человек в ней сохранился. Бывали случаи, когда мы освящали технику, а потом она оказывалась развороченной, но все выживали.

Фронт, передовая - всегда место не арифметических сосложений человеческих действий, но какая-то таинственная и страшная алгебра, смешивающая вместе подвиг и страдание, величие и трагедию. И конечно, для верующего человека надо всем Бог. Но и для атеиста, если он не идиот, остается место непонятному, иррациональному, мистике, тайне. Не бывает без этого жизни, тем более войны. Главное, не уподоблять чудо магическому фокусу, а помнить, что вера и вырастающее из нее чудо - это живое зерно, из которого произрастает лучшее и спасительное.

Комментарий

К засохшему колодцу не идут

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

- Вы знаете, через такие иконы Господь дает нам какие-то знаки. Знаки, что Он рядом. Это очень важная вещь. Потому что некоторые думают, что такое происходит для каких-то других, особых людей. Нет, Он дает это всем нам.

И очень важно, как потрясенно это воспринимают люди. К засохшему колодцу никто не придет. Если к этому идут, значит, в этом колодце есть вода.

У нас в храме тоже происходили чудеса с двумя иконами. Самыми невзрачными, кстати. Одна - целителя Пантелеймона, это было лет 20 тому назад, замироточила и мироточила два месяца, а потом прекратила. Другая икона - Нерукотворного образа Спасителя - была в киоте с треснутым стеклом. И надо было это стекло заменять, просто руки не доходили. А потом вдруг на треснутом стекле отразился негатив этого образа. Уже прошло 15 лет, а я не могу объяснить это отражение образа Христа на треснувшем стекле. И это не объяснить никакими физическими законами. И когда у нас в семье осложняются обстоятельства жизни, моя матушка (поэтесса Олеся Николаева. - Прим. ред.) ездит в храмы, где находятся чудотворные иконы, которые она особенно почитает. Возит своих друзей, подруг то к чудотворному образу святителя Николая, то к Казанской иконе Божией Матери... Господь говорит нам через чудеса с иконами: я здесь, рядом, за плечом у каждого. У каждого! Чудеса происходят тогда, когда мы соприкасаемся с Богом.

Уточняем

Икона Богородицы относится к типу икон Божией Матери "Умягчение Злых Сердец" ("Семистрельная"). Замироточивший образ сейчас получил название "Умягчение злых сердец - Донецкая". Как сообщает главный редактор газеты "Спецназ России" Павел Евдокимов, впервые образ привез в Донецк полковник "Альфы" Сергей Поляков летом 2014 года. В память об этом под стеклом помещен "альфовский" шеврон".

С тех пор образ Богородицы всегда на передовой и "в оперативном тылу". Военкоры считают его самым боевым образом Русской православной церкви, ведь икона не раз попадала и под вражеские обстрелы. Между собой военные называют ее "Наша, Альфовская".

(Из материала Марии Городовой)