06.02.202317:27

Россияне стали активнее покупать электромобили

Более трети опрошенных жителей России хотели бы пересесть на электромобиль, свидетельствуют данные исследования, в котором приняли участие 10 тысяч человек в возрасте от 18 лет. И хотя доля таких машин в нашей стране невелика, их продажи будут расти быстрее, чем в среднем по авторынку, прогнозируют эксперты. Этому способствует в числе прочего и запуск собственного производства автомобилей на "электрической тяге".

Андрей Полухин/РГ

Купить электромобиль хотели бы 38 процентов россиян, говорится в исследовании группы "Ренессанс страхование" и платформы "Авито авто". Наибольшей популярностью пользуются японские марки (их желают приобрести 29 процентов), немецкие (20 процентов) и российские (18 процентов).

В 2022 году в России было продано 2998 новых легковых электромобилей - это на 33 процента больше, чем годом ранее и новый рекорд, сообщило агентство "Автостат".

"Рост продаж обеспечила совокупность факторов, в том числе запуск собственного производства электромобилей в России, в первую очередь марки Evolute. Ее продажи стартовали в октябре и до конца года было куплено 252 автомобиля. Плюс повлиял параллельный импорт - к нам стали завозить много электромобилей из Китая", - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов.

По его словам, хотя общие объемы продаж пока невелики, доля, которую на рынке занимают работающие на электричестве машины, растет. Если в позапрошлом году она составляла 0,1 процента, то сейчас уже 0,5 процента от всего российского рынка новых автомобилей.

Прошлый год стал по-настоящему прорывным с точки зрения выпуска российских машин с электропроводом. Если до этого не было ни одного производства, то сейчас их сразу два. Помимо упомянутой марки Evolute, которую выпускают в Липецкой области, в конце 2022-го в столице началось производство электромобиля "Москвич 3е".

Кто покупает отечественные машины, работающие на электричестве? "В прошлом году заметная их часть ушла в каршеринговые и корпоративные автопарки, - рассказала "РГ" директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. - Какое-то количество, конечно, расходится и по физлицам. Электромобили покупают люди, имеющие достаточно средств, и любители современных технологий, которым интересно попробовать такой автомобиль, посмотреть, насколько он экономичнее".

В Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, утвержденной правительством России в 2021 году, говорится, что к 2024-му планируется выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и открыть более 9 тысяч зарядных станций для них. При этом одно из важнейших направлений работы - поддержка производства таких машин и стимулирование спроса на них. Подробные транспортные средства, например, должны быть включены в программы льготного кредитования и лизинга.

В настоящее время госпрограмма позволяет при покупке в кредит некоторых электромобилей получить скидку в 25 процентов, но не более 625 тысяч рублей. Льготные программы нужны, чтобы повысить привлекательность электрокаров в сравнении с бензиновыми и дизельными.

"Интерес к электромобилям у потребителей есть, но основной сдерживающий фактор - это цена, - отмечает Татьяна Арабаджи. - Если электромобиль будет дороже своего бензинового "одноклассника" на 10-15 процентов, то человек его с удовольствием купит и будет отбивать разницу, экономя на топливе. Но если разница будет намного больше, то тогда уже придется серьезно подумать, что предпочесть".

Сейчас разницу в цене с некоторой долей условности можно сравнить, например, по "Москвичу 3е", продажи которого стартовали буквально на днях. Сообщалось, что его стоимость составляет 3,5 миллиона рублей. Базовая версия бензинового "Москвича 3" с механической коробкой передач обойдется в 1,97 миллиона рублей.

Пока же россияне покупают больше подержанных электромобилей, чем новых. Только за первую половину прошлого года было приобретено 4,5 тысячи машин с пробегом - на 25 процентов больше, чем в 2021-м. Самая популярная марка - Nissan Leaf (около 2,5 тысячи проданных машин). Основные покупатели - жители Дальнего Востока и Сибири.

"Импорт подержанных электромобилей из Японии у нас рос, потому что цена была приемлемая, - отмечает Татьяна Арабаджи. - На Дальнем Востоке люди берут такие автомобили ради экономии, Топливо обходится дешевле, как и обслуживание".

В любом случае продажи электромобилей в нашей стране продолжат расти, уверены эксперты. "Учитывая, что в России начали производиться электромобили и будут открываться еще производства, предпосылки для дальнейшего роста есть, - уверен Азат Тимерханов. - Если наше агентство на 2023 год закладывает рост российского авторынка на 4-5 процентов, то по электромобилям он, конечно, будет выше, возможно даже двузначный - более 10 процентов".

В целом, автомобилям на электричестве в России прочат большое будущее. Как следует из обновленной Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, к 2030-му электромобили могут занять 15 процентов отечественного авторынка.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации