В декабре 2022 года индекс интенсивности промышленного производства (сезонно скорректированный индекс выпуска продукции) показывал рост относительно января 2013-го на 17 процентов.
По некоторым отраслям прибавка была гораздо больше: на 62 процента выросла интенсивность производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, на 28,1 процента - производства резиновых изделий и ремонта машин и оборудования, отмечается в докладе "Индексы интенсивности промышленного производства".
Общий прирост на 17 процентов - не такой большой, но нужно учесть, что за последние десять лет экономика пережила целых три кризиса. Максимальный показатель был в декабре 2021 года - плюс 21,1 процента, и к этой отметке мы пока не вернулись. Зато и падение в прошлом году оказалось недолгим.
"Основной спад в промышленном производстве произошел в марте-апреле 2022 года. И после этого ситуация достаточно стабильна. Были ожидания, что по мере накапливания эффекта санкций будет углубление спада, но этого не произошло", - рассказал "РГ" доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимир Бессонов.
По его словам, российская промышленность адаптировалась к санкциям, причем достаточно быстро. Сказалось желание и готовность отечественных производителей продолжить свой бизнес и помощь государства, которое приняло антикризисные меры поддержки.
"Важно и то, что санкции, хотя и называются международными, на деле приняты определенной коалицией стран. Да, это наиболее развитые государства, но это не весь мир", - отметил эксперт.
Конец 2022 года для российской промышленности выдался неплохим. В декабре интенсивность промышленного производства выросла у 24 из 39 видов экономической деятельности. Наибольший прирост показала добыча полезных ископаемых - 17,5 процента по сравнению с ноябрем, производство табачных изделий прибавило 16,8 процента, автотранспортных средств - 16,2, готовых металлических изделий - 15,3, ювелирных изделий и бижутерии - 12,7 процента, машин и оборудования - 12,6.
Несмотря на хорошие показатели декабря, говорить о смене тренда и начале полноценного восстановления промышленного производства пока рано, считает Владимир Бессонов. По его словам, нынешняя ситуация отличается от той, что была в период коронакризиса, когда за резким падением последовало быстрое восстановление.
"Тогда, чтобы запустить производство после самоизоляции не требовались инвестиции - просто возобновили остановленный на время процесс, - пояснил эксперт. - В этот раз кризис обусловлен тем, что нам перестали поставлять комплектующие и перестали покупать нашу продукцию. Следовательно, нам нужно переориентировать миллионы тонн экспортной продукции с одних рынков на другие. И нужна реструктуризация поставщиков комплектующих. Все это требует времени и инвестиций".
По данным Росстата, промышленное производство в России в 2022 году сократилось на 0,6 процента по сравнению с 2021-м. При этом, в последние три месяца прошлого года - с исключением сезонного и календарного факторов - наблюдался пусть небольшой, но рост.
"Было принято большое количество мер поддержки производства от государства дополнительно к имеющимся госпрограммам, - сказал "РГ" доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. - Это, безусловно, дает уверенность производителям, позволяет получить дополнительный рост выпуска продукции и ускорить развитие за счет преодоления зависимости от импорта и освоения отечественных технологий".
По словам эксперта, сегодня в приоритете суверенитет в области ИТ. Субсидирование производства планшетов, смартфонов и ноутбуков в России и стимулирование спроса через закупки отечественного оборудования госструктурами и крупными компаниями уже дало прирост производства "железа" и ПО на 10 процентов.
По словам Владимира Бессонова, уже есть признаки того, что в 2023 году промышленное производство в России может начать восстанавливаться.
"Последние три месяца 2022 года реальный сектор экономики у нас уже растет. Этот подъем обеспечен пока не промышленностью, а строительством, сельским хозяйством и другими отраслями, - отметил эксперт. - Дальше многое будет определяется спросом. В период коронакризиса произошло перераспределение спроса в пользу внутреннего рынка - снизился зарубежный туризм и средства, которые планировалось потратить за границей, остались в стране. Часть их пошла на товарный рынок и на рынок недвижимости. Сейчас также произошло перераспределение в пользу внутреннего рынка, и это стимулирует внутреннее производство".