Заметней всего уменьшилась доля молодых женщин с просроченным долгом: за год должников "слабого пола" в возрасте до 35 лет в общем портфелей за год сократилась на 15%, при этом совсем юных должниц в возрастной категории 18-25 лет - менее 1% от общего количества проблемных банковских долгов, переуступленным профессиональным взыскателям.
Кредитные предпочтения должниц также изменились: во всех возрастных категориях уменьшилась доля POS-кредитов, причем максимальное доля таких проблемных кредитов уменьшилась у пожилых должниц (на 33%) и у 25-35-летних женщин (на 30%).
Доля потребительских кредитов, напротив, выросла примерно в такой же пропорции. Больше всего доля кредитов наличными за год увеличилась у должниц 35-45 лет (на 30%).
Женщин среди должников не только меньше в абсолютном и относительном выражении: они лучше платят по долгам. Так, средний показатели конверсии обещания совершить платеж по проблемному долгу за год у женщин увеличился на 14-20% в зависимости от возраста (самую хорошую динамику показали женщины до 35 лет).
В то же время у должников мужского пола обещания в платежи тоже стали конвертироваться лучше, но прирост более скромный чем у женщин (7-15%).
Платежное поведение женщин с проблемных долгом всегда отличалось более высокой дисциплиной, отмечается в исследовании. Однако гендерные перестановки в портфеле банковской цессии объясняются и чисто рыночными причинами.
"За прошедший год вызрели долги по кредитам, выданным в период пандемии COVID-19, когда банки резко ужесточили требования к заемщикам, в том числе - к их доходам. Женщины в среднем зарабатывают меньше мужчин, поэтому можно предположить, что в 2020-21 годах из-за более строгого скоринга получали меньше одобрений по кредитным заявкам. Отмечу также, что средняя сумма долга у женщин на 20% меньше, чем у мужчин, и эта дельта сохраняется традиционно. Причины те же: меньшие суммы одобряемых лимитов и более сдержанный аппетит на сумму кредита в запросах заемщиков женского пола", - комментирует гендиректор компании Александр Васильев.