09.04.2023 18:02
    Поделиться

    Российские водоканалы будут тратить по 8 млрд рублей на информационные технологии к 2030 году

    Российские водоканалы за год суммарно тратят около 5-6 млрд рублей на информационные технологии и цифровые проекты. К 2030 году такие затраты могут вырасти до 8-9 млрд руб.
    Цифровизация может предотвратить аварии с отключением потребителей.
    Цифровизация может предотвратить аварии с отключением потребителей. / Сергей Михеев

    К таким выводам пришли аналитики "Русатом Инфраструктурные решения" (РИР) по итогам собственного исследования цифровизации систем водоснабжения.

    С января 2020 года по конец января 2023 года предприятия водоснабжения и водоотведения заключили как минимум 1340 контрактов суммарно на 8 млрд руб. в направлении ИТ и цифровых проектов. Наибольший объем средств они тратят на различные проекты в рамках диспетчеризации (18%, или 1,4 млрд рублей) и ИТ-инфраструктуры (17%). Преимущественно так происходит из-за высокой доли оборудования в данных проектах (как правило, оно дороже, чем программное обеспечение). За ними следуют различные учетные системы (12%).

    При анализе поставщиков в контрактах наблюдается полная разрозненность на рынке, отмечают авторы исследования: поставщиков много, все разные, примерно половина из них - ИП или компании без какой-либо информации о них в интернете.

    Мировой рынок цифровых решений для водоканалов, по прогнозам, в 2025 году вырастет до 63 млрд долларов. Основные драйверы роста - растущий спрос на качественные услуги водоснабжения, общий спрос на цифровизацию коммунального хозяйства, стремление отрасли к сокращению выбросов CO2, потребность в открытых и понятных данных и сокращение потерь.

    Как правило, цифровые решения для водоканалов делятся на шесть основных сегментов: умный учет воды, умные онлайн-датчики воды, интеллектуальное обнаружение утечек, решения по управлению и оптимизации сети интеллектуальных трубопроводов (включая интеллектуальные насосы и насосные станции), цифровые двойники, интеллектуальная эксплуатация и техническое обслуживание (включая управление активами предприятия и мониторинг работоспособности и состояния активов).

    Российские предприятия стремятся к цифровизации ради сокращения расходов и потерь в сети и операционных издержек, снижения рисков и управления производственными активами, улучшения качества обслуживания абонентов.

    Цифровизация отрасли позволяет сделать открытой информацию о том, почему в платежке появляются те или иные цифры, поясняют в РИР. Житель видит, за что и какие суммы образовались, точно понимает тариф, расход и может при желании посчитать сам, правильно ли ему сделали начисление. Внедрение цифровых продуктов и повышение эффективности водоснабжения позволяет в среднесрочной перспективе, когда проекты начнут приносить эффект (повысится надежность, уменьшатся утечки), не повышать тарифы или делать повышение менее значительным. За счет анализа расхода можно оперативно выявлять утечки, предотвращать прорывы.

    Кроме того, цифровизация позволяет предотвращать аварийные ситуации с отключением потребителей. Мониторинг работы оборудования позволит вовремя зафиксировать аномалии в расходе воды и подать сигнал диспетчерским службам. "К примеру, на одном из водоканалов на основе анализа данных система определила, что наибольшее количество аномалий было зафиксировано по определенным адресам и предположила место утечки, - поясняют в организации. - Сотрудникам пришло оповещение. Последующий обход показал, что утечка действительно была на напорной трубе возле домов по предполагаемому адресу".

    Отрасль водоснабжения и водоотведения традиционно считается одной из самых консервативных в экономике, отмечает Виктор Рубежной, руководитель направления "Цифровое ресурсообеспечение" в РИР. "Как правило, собственных бюджетов нет даже на реконструкцию сетей, не говоря уже об автоматизации. Водоканалы нуждаются в масштабных механизмах господдержки", - отмечает он".

    Для успешной цифровизации отрасли необходимо, прежде всего, определить, на каком уровне цифровой зрелости находится каждый водоканал, считают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Предприятия находятся в неравных условиях. Где-то только наладили бесперебойный интернет во всех производственных точках, а где-то активно внедряют системы управления большими данными, создают цифровую экосистему на предприятии и т. д. "В большинстве случаев это зависит от финансовых возможностей водоканалов. Поэтому очевидно, что требования и подходы к цифровой трансформации должны быть для каждого предприятия разные", - подчеркивают в РАВВ.

    Для решения этой задачи РАВВ разрабатывает стандарт цифровой зрелости водоканалов. Его задачей является оценка готовности инфраструктуры предприятия к внедрению информационных технологий, анализ существующих в организации IT-решений, финансовых и кадровых возможностей и других компонентов. И уже на основе этих данных можно разрабатывать план-стратегию эффективной цифровой трансформации предприятия.

    Поделиться