14.08.202319:24

Единая пошлина для простых и сложных удобрений нарушит принцип справедливости налоговой нагрузки и ударит по инвестпроектам

Минфин РФ предлагает с 1 сентября и до конца 2024 года ввести единую ставку пошлины на вывоз удобрений за пределы EАЭС в размере 8 процентов от таможенной стоимости продукции. В начале года на экспорт удобрений из России была введена пошлина в размере 23,5 процента от разницы между таможенной стоимостью и ценой отсечения в 450 долларов за тонну. Ставка вводилась как плавающая: при цене на удобрения до 450 долларов за тонну пошлина является нулевой, а при ее превышении взимается 23,5 процента с разницы между рыночной ценой и ценой отсечения.

Рабочий рядом с мешками с удобрениями
Денис Абрамов/РИА Новости

Государство рассчитывало за счет этого в 2023 году получить 119 миллиардов рублей. Но на фоне изменения ценовой конъюнктуры на мировых рынках удобрений и особенностей сбытовой политики их производителей поступления в бюджет за первое полугодие составили всего 6 миллиардов рублей, отмечается в пояснительной записке к подготовленному минфином проекту постановления правительства (опубликован на regulation.gov.ru). Новая предлагаемая пошлина, по оценкам министерства, обеспечит поступления в бюджет в сумме 87 миллиардов рублей.

Учитывая, что экспортные цены на удобрения остаются выше уровня 2019-2020 годов, несмотря на значительную коррекцию от максимумов 2021 года, ведущий аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Данилов оценивает объем экспорта удобрений из России в 2024 году не менее, чем в 10 миллиардов долларов.

"При текущем валютном курсе и 8-процентой экспортной пошлине минфин может рассчитывать не менее чем на 76 миллиардов рублей, что достаточно близко к ожиданиям регулятора, - говорит эксперт. - А в том случае, если мировые цены на удобрения в 2024 году смогут переломить нисходящий тренд, объем сборов вполне может достичь целевых 87 миллиардов рублей".

В минфине полагают, что новая пошлина не приведет к изменениям инвестпрограмм компаний и не окажет негативного влияния на долгосрочное развитие отрасли, подчеркивается в пояснительной записке к проекту. Несмотря на снижение цен на удобрения в 2023 г., отрасль сохраняет "достаточную операционную рентабельность", позволяющую производителям выполнять свои планы в рамках утвержденных инвестпрограмм, отмечается в ней. По данным ведомства, рентабельность по операционной прибыли у российских производителей удобрений в I квартале 2023 года составила от 48 до 59 процентов против 48-75 за тот же период прошлого года.

Но не все так просто, полагают эксперты. "Из-за снижения экспортных цен на удобрения ниже цены отсечения производители калийный и азотных удобрений практически на платили пошлину в этом году, а производители комплексных удобрений продолжали ее платить из-за более высокой цены реализации, - отмечает старший аналитик Инвестиционного банка "Синара" Дмитрий Смолин. - При плоской ставке в 8 процентов в наихудших условиях оказываются производители сложных и комплексных удобрений, имеющих наиболее высокую себестоимость из-за технологии производства. Плоская ставка вызовет перекос в фискальных изъятиях из-за более низкой рентабельности у производителей сложных удобрений и более высокой цены".

"Благодаря развитию отрасли, добровольной фиксации цен со стороны производителей минеральных удобрений внутренний рынок минеральных удобрений насыщен, - пояснил "РГ" независимый эксперт Леонид Хазанов. - Поэтому экспорт российских удобрений для производителей необходим с точки зрения финансирования инвестиционных программ. Формально западных санкций против самих российских производителей удобрений не вводились, однако Евросоюз вводил санкции против их руководства и акционеров, и это привело к тому, что западные логистические операторы и страховщики занервничали и стали рвать все отношения с российскими химиками - наш экспорт упал. Но одновременно быстрый рост цен на энергоносители привел к тому, что в Европе производить удобрения стало невыгодно: стали закрываться химические заводы, и цены на удобрения также стали расти, хотя спрос снижался. Но постепенно ситуация стала потихоньку восстанавливаться, цены пошли вниз, а спрос сейчас растет".

Однако экспорт удобрений из России и так регулируется квотами. Последними решениями правительства квота в размере 16,3 миллиона тонн действует с 1 июня по 30 ноября 2023 года. Предыдущая, действовавшая с 1 января по 31 мая 2023 года, была увеличена до 14,5 миллиона тонн с 12,6 миллиона в связи с полным обеспечением удобрениями внутреннего рынка.

Их целью было защитить обеспечение внутренних потребностей от чрезмерного увлечения экспортом в благоприятной для этого рыночной ситуации. Но квоты на вывоз минеральных удобрений сохраняются, а затем к ним добавились и единый налог на сверхприбыль, и экспортная пошлина - получились тройные ограничения.

"На мировом рынке сегодня пользуются большим спросом именно сложные, многокомпонентные удобрения, - отмечает Леонид Хазанов. - Причина в том, что активно развиваются методы точного земледелия, когда удобрения готовят исходя из климатических, почвенных и прочих особенностей и того, какая культура выращивается. Из-за того, что эти методы раньше не использовалось, почвы во многих регионах планеты деградировали -урожайность автоматически падает. А благодаря сложным удобрениям можно и почву сохранить, и плодородие восстановить, и обеспечить приемлемый уровень урожаев".

Но при этом важно учитывать, что и технологии производства, и себестоимость многокомпонентных удобрений значительно выше, чем у простых калийных и азотных, напоминает Леонид Хазанов. Если этот фактор не будет учтен при выработке фискальных механизмов, то может возникнуть перекос в распределении налоговой нагрузки между химическими компаниями. Львиная доля дополнительного налогового бремени перейдет на производителей сложных удобрений. А производители минеральных удобрений реализуют масштабные инвестпрограммы и крупные социальные проекты. Только за последние 10 лет в развитие ими были вложены 1,8 триллиона рублей и за тот же период уплачено 600 миллиардов рублей налогов.

"Себестоимость калийных удобрений (продукции первого передела) и азотных, для выпуска которых используется природный газ, приобретаемый по фиксированной государством цене, гораздо ниже, чем у сложных удобрений - с большим количеством переделов и разнообразием сырьевых потоков, - заявил "РГ" и президент Российского союза химиков (РСХ) Виктор Иванов. - Поэтому и экспортная цена сложных удобрений выше. Нам представляется, что было бы справедливее со стороны Минфина РФ ввести отдельные ставки пошлины для экспорта простых и сложных удобрений. Было бы логично для сложных удобрений ввести пониженную ставку".

"Дифференцированные ставки на различные виды удобрений должны быть привязаны к рентабельности производства и реализации различных удобрений, а также прогноза цен на азотные, калийные и сложные/комплексные удобрения, - считает Дмитрий Смолин. - Для комплексных удобрений ставки должны быть ниже, чем для азотных или калийных в силу разной рентабельности производства".

"По производителям сложных удобрений общий подход может ударить сильнее, - отмечает и аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев. Крупнейший поставщик минеральных удобрений на российский рынок, где цены примерно на 20% ниже, чем на они отправляются на экспорт, компания "Фосагро" - выступила с заявлением, в котором призвала установить дифференцированную пошлину для разных производителей, чтобы механизм ее расчета был справедливым.

"Обсуждаемые параметры экспортной пошлины не учитывают себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции, которая очень разная для разных видов минеральных удобрений с разной концентрацией питательных веществ", - заявил генеральный директор "Фосагро" Михаил Рыбников.

В компании при этом подчеркнули, что "Фосагро" со своей стороны остается надежным налогоплательщиком, ежегодно увеличивающим платежи в бюджеты всех уровней. Так, консолидированные налоговые отчисления компании в 2022 году увеличились в 1,5 раза и превысили 59 миллиардов рублей. Всего же с 2013 года объем налоговых отчислений компании превысил 200 миллиардов рублей. Кроме того, компания обеспечила поступление 2/3 всех выплат от действующей экспортной пошлины.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации