Что может сдержать рост цен на зимнюю одежду накануне холодов

Только за сентябрь цены на верхнюю одежду выросли на 25,7%. Такие данные приводят аналитики госсистемы маркировки "Честный знак". Плащи прибавили в цене 34 %, пальто - 22, куртки - 37, меньше всего "потяжелели" ветровки - около 9 %. При этом самое дорогое пальто было продано за 1,5 миллиона рублей. Но не о богатых речь, а о простых россиянах, которым по нашим холодам без пуховика не прожить. Корреспонденты "РГ" в регионах разбирались, что может остудить цены, когда объем импорта все еще превосходит отечественное производство.

Выбрать куртку по размеру кошелька становится все труднее. Цены растут по всему миру
Выбрать куртку по размеру кошелька становится все труднее. Цены растут по всему миру / Reuters

Средняя температура по рынку одежды от региона к региону отличается: в мегаполисах она выше (26-27%), в малых городах - около15. А вот в Ульяновской области, согласно данным статистики, теплая куртка за год выросла в цене всего-то на три процента. Ульяновские производители рассказывают, что им пока действительно удается сдерживать цены, но это не может длиться долго. "Нет ни своих тканей, ни меха. И все препараты, которыми ведется выделка дубленки или мутона, импортные, - рассказывает креативный директор бренда одежды KUZINA Ирина Малова. - Цены удается сдерживать, пока используются старые запасы сырья". Чиновники на местах отказываются комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что им надо подготовиться (только вот зима не ждет!). Но в той же Пензе уже посчитали за них. По данным Пензастат, производство одежды в регионе падает второй год подряд. А за январь-апрель 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021-го индекс промпроизводства в отрасли рухнул почти на 60%.

"Премиальный сегмент вырос в цене сильнее всего. Осенние и зимние вещи из нашей новой коллекции подорожали на 50-55%, и это при том, что мы резко уменьшили маржу, - рассказывает основатель самарского бутика Belle Femme Татьяна Сироткина. - Причины не только в падении рубля и удорожании доставки товара, которая составляет в цене уже до 15%. Сегодня многие европейские поставщики, желая подстраховаться, требуют предоплату до 50%. Поэтому выстраиваем отношения с российскими производителями".

"Все ткани и фурнитуру закупаем в Китае. И хотя перешли на торговлю в юанях, цены за год выросли в два раза"

Подобные проблемы испытывают и продавцы одежды масс-маркета, где рост оказался более умеренным - 10-15 %. Как рассказал менеджер одного из сетевых магазинов Тольятти Антон Орехов, все складские запасы и теплые куртки, полученные по летним договорам, решили не переоценивать, чтобы не отпугнуть покупателей. Но где же отечественные производители, желающие одеть земляков в традиционные шубы и дубленки? Как показал прошедший в Самаре фестиваль "Территория моды. Сделано в России", они есть. Подиум собрал более 150 компаний. Однако их вклад в гардероб россиян все еще сильно уступает импорту, а вот цены на продукцию часто превышают "доступную" Азию.

"Цены увеличились, потому что произошел рост стоимости ткани, фурнитуры, наполнителей. В частности, для пуховиков, которые мы шьем, - рассказывает предприниматель, со основатель известной в России торговой марки с саратовскими корнями "HOBO CODE" Наталия Попова. - Два года назад можно было выбирать, сейчас же речь идет просто о том, "есть черные молнии или нет". Кроме того, мы поднимаем зарплату сотрудникам на 20-30 %, чтобы сохранить коллектив". При этом предприниматель рассказывает, что им все же удается экономить, реализуя свои пуховики в Москву, Питер, на Урал и в северные регионы онлайн, ведь аренда торговых площадей тоже легла бы на цену.

"Все ткани и фурнитуру закупаем в Китае. И хотя мы перешли на торговлю в юанях, цены за год выросли в два раза, - призналась индивидуальный предприниматель из Пензы Альфия Когогина, у которой уже более 15 лет работает цех по пошиву верхней одежды. - Себестоимость пальто сейчас такая, что его не может себе позволить покупательница со средней зарплатой в 40 тысяч рублей. Поэтому думаем о том, чтобы перейти на другой сегмент одежды, например".

Некоторые эксперты, наоборот, уверяют, что ничего необычного с верхней одеждой не происходит. "Повышение цен - закономерная тенденция, связанная с наступлением сезона высокого спроса и выходом на рынок новых коллекций", - пояснила руководитель товарной группы "Легпром" Анна Петрушина. При этом одежду из старых коллекций еще можно купить по прежним ценам и даже со скидками.

Стилисты же в целях экономии рекомендуют потребителям тщательнее формировать гардероб. "Вместо ветровки, куртки и шубы лучше купить одну вещь с непромокаемым верхом и меховой подстежкой, что выручит и в мороз, и в слякоть", - советует самарский стилист Алена Пронина. Но больше всего порадовал оптимизм мамы троих детей самарчанки Ольги Стебковой, которая рассказала, что поступила на подзабытые с советских времен курсы моделирования и теперь шьет сама. "Сегодня набирают популярность и фри-маркеты, где люди бесплатно обмениваются одеждой, и магазины, торгующие бывшими в употребления вещами за символические 200-500 рублей. Они заменяют секонд-хенды, где стоимость одежды также растет вместе с долларом и евро", - призналась Ольга.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации