Средняя температура по рынку одежды от региона к региону отличается: в мегаполисах она выше (26-27%), в малых городах - около15. А вот в Ульяновской области, согласно данным статистики, теплая куртка за год выросла в цене всего-то на три процента. Ульяновские производители рассказывают, что им пока действительно удается сдерживать цены, но это не может длиться долго. "Нет ни своих тканей, ни меха. И все препараты, которыми ведется выделка дубленки или мутона, импортные, - рассказывает креативный директор бренда одежды KUZINA Ирина Малова. - Цены удается сдерживать, пока используются старые запасы сырья". Чиновники на местах отказываются комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что им надо подготовиться (только вот зима не ждет!). Но в той же Пензе уже посчитали за них. По данным Пензастат, производство одежды в регионе падает второй год подряд. А за январь-апрель 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021-го индекс промпроизводства в отрасли рухнул почти на 60%.
"Премиальный сегмент вырос в цене сильнее всего. Осенние и зимние вещи из нашей новой коллекции подорожали на 50-55%, и это при том, что мы резко уменьшили маржу, - рассказывает основатель самарского бутика Belle Femme Татьяна Сироткина. - Причины не только в падении рубля и удорожании доставки товара, которая составляет в цене уже до 15%. Сегодня многие европейские поставщики, желая подстраховаться, требуют предоплату до 50%. Поэтому выстраиваем отношения с российскими производителями".
Подобные проблемы испытывают и продавцы одежды масс-маркета, где рост оказался более умеренным - 10-15 %. Как рассказал менеджер одного из сетевых магазинов Тольятти Антон Орехов, все складские запасы и теплые куртки, полученные по летним договорам, решили не переоценивать, чтобы не отпугнуть покупателей. Но где же отечественные производители, желающие одеть земляков в традиционные шубы и дубленки? Как показал прошедший в Самаре фестиваль "Территория моды. Сделано в России", они есть. Подиум собрал более 150 компаний. Однако их вклад в гардероб россиян все еще сильно уступает импорту, а вот цены на продукцию часто превышают "доступную" Азию.
"Цены увеличились, потому что произошел рост стоимости ткани, фурнитуры, наполнителей. В частности, для пуховиков, которые мы шьем, - рассказывает предприниматель, со основатель известной в России торговой марки с саратовскими корнями "HOBO CODE" Наталия Попова. - Два года назад можно было выбирать, сейчас же речь идет просто о том, "есть черные молнии или нет". Кроме того, мы поднимаем зарплату сотрудникам на 20-30 %, чтобы сохранить коллектив". При этом предприниматель рассказывает, что им все же удается экономить, реализуя свои пуховики в Москву, Питер, на Урал и в северные регионы онлайн, ведь аренда торговых площадей тоже легла бы на цену.
"Все ткани и фурнитуру закупаем в Китае. И хотя мы перешли на торговлю в юанях, цены за год выросли в два раза, - призналась индивидуальный предприниматель из Пензы Альфия Когогина, у которой уже более 15 лет работает цех по пошиву верхней одежды. - Себестоимость пальто сейчас такая, что его не может себе позволить покупательница со средней зарплатой в 40 тысяч рублей. Поэтому думаем о том, чтобы перейти на другой сегмент одежды, например".
Некоторые эксперты, наоборот, уверяют, что ничего необычного с верхней одеждой не происходит. "Повышение цен - закономерная тенденция, связанная с наступлением сезона высокого спроса и выходом на рынок новых коллекций", - пояснила руководитель товарной группы "Легпром" Анна Петрушина. При этом одежду из старых коллекций еще можно купить по прежним ценам и даже со скидками.
Стилисты же в целях экономии рекомендуют потребителям тщательнее формировать гардероб. "Вместо ветровки, куртки и шубы лучше купить одну вещь с непромокаемым верхом и меховой подстежкой, что выручит и в мороз, и в слякоть", - советует самарский стилист Алена Пронина. Но больше всего порадовал оптимизм мамы троих детей самарчанки Ольги Стебковой, которая рассказала, что поступила на подзабытые с советских времен курсы моделирования и теперь шьет сама. "Сегодня набирают популярность и фри-маркеты, где люди бесплатно обмениваются одеждой, и магазины, торгующие бывшими в употребления вещами за символические 200-500 рублей. Они заменяют секонд-хенды, где стоимость одежды также растет вместе с долларом и евро", - призналась Ольга.