30.11.2023 18:25
    Поделиться

    Собянин открыл выставку "ПРОреставрацию"

    В историческом здании типографии Сытина открылась выставка, посвященная импортозамещению в реставрации объектов культурного наследия. Она собрала начинающих и уже состоявшихся мастеров, производителей и инвесторов. Здесь можно не только увидеть материалы, необходимые для восстановления памятников, но и послушать лекции, поучаствовать в мастер-классах. Мэр столицы Сергей Собянин осмотрел экспозицию и вручил награды лауреатам конкурса "Московская реставрация".

    По его словам, выставка "ПРОреставрацию" будет интересна не только профессиональному сообществу, но и всем горожанам, которые ценят культуру и историю.

    "Неслучайно она собрала экспертов из России и 17 стран мира, - заметил Собянин, награждая лучших мастеров. - В Москве за последние годы отреставрировано более двух тысяч объектов культурного наследия. Каждый из них - уникальный памятник культуры, в который наши реставраторы вложили душу, талант и сердце".

    В этот раз выставку совместили с чествованием лучших реставраторов. Жюри конкурса выбрало 28 лауреатов. В их числе - те, кто реставрировал павильоны ВДНХ, Фанагорийские казармы, Театр Эстрады, городскую усадьбу Сумарокова, ансамбль зданий Рязанского трамвайного парка. Награду, например, получил почетный реставратор Москвы Александр Урбанский. Он вместе с командой занимался восстановлением павильона "Главмясо" на ВДНХ, построенного в 1954 году в стиле сталинского ампира.

    Стеклянную кладку использовали для окон, перегородок, куполов и перекрытий

    "Когда мы пришли на площадку, разруху нельзя было описать словами, - поделился воспоминаниями с "РГ" Урбанский. - Ведь в 90-е годы павильон использовался под торговлю, поэтому некоторые детали оказались утрачены, но мы их воссоздали".

    Например, неизвестна судьба двух быков в реальную величину, установленных у входа по обе стороны лестницы. Сюда они переехали из довоенного здания. Об этом напоминают многочисленные черно-белые снимки. Постройка была одноэтажной, с открытой верандой на крыше и располагалась на месте сегодняшнего павильона "Космос". Теперь быки снова встречают гостей у павильона "Главмясо". Вернулись и фигуры поросят, украшавших керамический фонтан в одном из залов. Их восстановили по сохранившимся фотографиям. Большая часть интересных деталей на удивление сохранилась: выжила огромная картина, на которой изображены откормленные стада крупного рогатого скота, символизирующие мощь советской мясомолочной продукции. В просторном торговом зале возвращены к жизни фаянсовые панно с птицами, оленями, овцами, свиньями и быками.

    Выставка же стартовала с соревнований молодых реставраторов, в которых участвуют 53 студента колледжей и вузов из 11 регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Иркутскую, Калининградскую, Новосибирскую, Орловскую, Пензенскую и Свердловскую области. Им предложили восстановить изделия из дерева, масляную живопись, лепной декор, металлическую кровлю и терразитовую штукатурку. Победителей пригласят на стажировку в Государственный научно-исследовательский институт реставрации.

    Реставрация старинных артефактов - очень кропотливый процесс, он может занимать до полугода. Фото: Сергей Михеев

    В соседних залах в это время трудились профессиональные реставраторы, которые охотно делились с публикой своими профессиональными секретами. Например, Анна Мосийчук призналась, что сбылась мечта детства: она седьмой год работает художником-реставратором в музее-заповеднике "Коломенское", куда ее пригласили после успешной защиты диплома. На глазах посетителей выставки девушка восстанавливает старинную икону Владимирской Богоматери. В руки к ней она попала из частной коллекции.

    "Из-за неправильного хранения под венчиком образовались загрязнения, их я сейчас и пытаюсь устранить", - рассказала Анна, не отрываясь от работы. По ее словам, на реставрацию такой иконы можно потратить полгода. При условии, что работать над ней придется каждый день.

    А Михаил Полянский занят реставрацией фигур из лиственницы, украшающих фронтон павильона "Карелия". Две из них - собирательные образы рабочего и колхозницы - привезли на выставку, чтобы показать, как они сейчас выглядят. "Они в состоянии средней степени тяжести, пациент скорее жив, чем мертв, - говорит Михаил, указывая на скульптуры. - На них видны следы небольшого ремонта. Например, мы заметили отличные от родных иголочки, которые отпугивают птиц". Фигуры - массивные - около 650 килограммов. Что интересно, женские тяжелее примерно на 100 килограммов. Отреставрировать их планируют за год.

    Особое внимание приковано к импортозамещению материалов, используемых в реставрации. На выставке удалось собрать более 100 отечественных решений и технологий, включая краски для фасадов, камень, плитку. Например, экспериментальное производство из Санкт-Петербурга уже два года занимается выпуском стеклянных пустотелых кирпичей Фальконье, которые были популярны в эпоху модерна. Стеклянную кладку использовали для внешних и внутренних окон, перегородок, куполов и перекрытий. И сейчас в российских городах по-прежнему есть места, где применялись такие кирпичи.

    "Мы недавно воссоздавали их для склепа семейства Кноп, крупнейших предпринимателей конца XIX века. Он находится на территории Введенского кладбища в Москве, - рассказал исторический консультант производства Никита Андреев. - Кирпичики были нужны для окна, освещавшего лестницу, ведущую в крипту - это, собственно, захоронение под склепом". По его словам, от импорта производство не зависит - технологии свои.

    "Качество продукции зависит от мастерства выдувальщиков стекла, а это, к сожалению, сейчас вымирающая профессия, поскольку это достаточно сложный и не очень востребованный труд, - подчеркивает Андреев. - Ведь ручные производства, к коим мы себя причисляем, постепенно уходят с рынка, поскольку появляются автоматизированные".

    Кстати

    Выставка продлится еще три дня - по 3 декабря. Посмотреть расписание лекций и мастер-классов можно на сайте прореставрацию.рф.

    Поделиться