Завершилась российская подводная экспедиция к месту гибели американской подводной лодки

Зеленоватая вода, рыбы… И вот в телекамерах подводного робота "Тритон" - она. Подводная лодка Wahoo SS-238, гордость и легенда американского флота. Стоит на дне на ровном киле, практически не погружена в ил. В таких кораблях есть что-то мистическое. Часто на дне погибшие в морских сражениях корабли и подлодки находят по частям, развороченные, на боку, частично или полностью в иловых отложениях. А тут - как памятник себе и героическому экипажу. Экипаж - 80 морских душ и их скелетированные останки - в лодке. Покоятся на 60-метровой глубине в проливе Лаперуза.

Wahoo - на русском ее название звучит как "Уаху" или "Ваху" с ударением на последний слог - это рыба из семейства скумбрий. Такое название присвоили подводной лодке, спущенной на воду на верфи в Калифорнии в феврале 1942 года. Введена в боевой состав флота в том же году, в мае. Погибла осенью 1943-го. Получается, судьбой ей было отпущено всего 1,5 года, но за это время она стала самой результативной американской субмариной. Отправила на дно 20 японских судов и кораблей суммарным водоизмещением 60 тыс. тонн.

Для самых нетерпеливых: а мы-то тут при чем? Почему мы исследуем американскую субмарину? Усилю интригу: для ее исследования задействованы немалые силы: с огромного судна "Ламантин" на дно к погибшей подлодке спускаем телеуправляемый аппарат "Тритон". Это не просто какой-то заурядный морской робот, а весьма внушительный аппарат весом 8 тонн, напичканный самым современным оборудованием. Экспедиция проходит под эгидой Русского географического общества, подводные исследования осуществляются силами инженерной компании "Фертоинг" и специалистами из команды фонда "Люди моря".

И все - только для того, чтобы заполнить пробелы в боевых хрониках американского флота? Да, но с важным уточнением. Здесь и сейчас пишется и уточняется история не флота США, а создается важная и нужная страница истории Второй мировой войны. Когда мы и американцы были братьями по оружию.

"Это нас на Западе пытаются отменять, - говорит Наталия Белякова, директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО, кандидат исторических наук. - Мы никого не отменяем. И уж точно не отменяем нашу общую историю".

Следует пояснить, почему американская субмарина покоится в наших терводах. По результатам неудачной для Российской империи русско-японской войны, южная часть Сахалина стала японским губернаторством Карафуто. К слову, на острове Итуруп Курильской гряды готовилась атака на Перл-Харбор (если использовать японские названия: залив Хитокаппу на острове Эторофу). В 1945-м Сахалин в полном составе вернулся в родную гавань. В краеведческом музее Сахалина один из экспонатов - листовка 45-го года под красноречивым заголовком: "Вернем матери-Родине исконную русскую землю - южную часть Сахалина!". Коротко и емко.

Да и японский триумф разгрома флота США в Перл-Харборе был недолог. Америка мобилизовалась, и вскоре разбила японский флот в Коралловом море, затем у атолла Мидуэй. Но подходить близко к берегам Японии американские авианосцы не рисковали. Всю тяжесть так называемых "глубоких ударов" выпала на американские субмарины. Специально для операций в Тихом океане спроектировали и построили серию мощных подлодок класса Gato. Лодка, которая лежит на дне пролива Лаперуза - одна из них.

Можно упростить картину для лучшего понимания. Япония захватывала страны и целые регионы для того, чтобы обеспечить себя ресурсами, в первую очередь нефтью. Какой смысл иметь гигантский флот, если авианосцы и крейсера нечем заправить? И для обеспечения безопасности империи сформировали чудовищный по размаху "стратегический периметр" с Японией в его центре. Но в этом скрывалась и уязвимость исполина. Японские гарнизоны появились даже на островах, где не было еды и пресной воды. Их нужно было непрерывно снабжать. Американские субмарины топили сотни судов, устроив Японии войну на истощение. И были случаи, когда небольшие гарнизоны вымирали на островах-крепостях. Солдаты ловили и ели чаек и мышей или умирали от голода, холода и обезвоживания.

Субмарины класса Gato истощили ресурсы врага и ускорили поражение Японии. А Wahoo, повторюсь, была самой результативной. В гавани Перл-Харбора или Мидуэя, как правило она возвращалась с привязанной к перископу метлой и развешенными на сигнальном фале японскими флагами - по числу потопленных вражеских судов. И с плакатом на вымпеле: "Shoot the sunza bitches", ставшим девизом субмарины. Текст вот только лучше, пожалуй, и не переводить.

Да, метла на перископе - это необычно, но у американских моряков свои традиции и своеобразный юмор. Это означало, что океан в какой-то мере очищен от врага.

Были на счету Wahoo и спорные подвиги, как-то лодка потопила судно, а затем расстреляла шлюпки с выжившими. Но на той войне лютовали обе стороны, и не нам их судить. На Небе разберутся.

В сентябре 1943 года командир подлодки Дадли Уокер "Маш" Мортон вывел свою "Ваху" с Мидуэя в седьмой по счету поход. Последний. Лодка опять добилась успехов, отправив на дно три транспорта ("Конрон-мару", "Канко-мару" и "Масаки-мару) и еще одно небольшое судно. На одном из транспортов погибли несколько очень высокопоставленных японских лиц, о чем тут же оповестили по национальному радио. Как и о том, что лодка уходит из Японского моря в пролив Лаперуза. Уничтожить американскую лодку пытались любой ценой. Очень нехарактерная для той эпохи ситуация: сражение почти в прямом эфире. Более того, сохранилась фото, сделанное 11 октября 1943 года с одного из японских самолетов: японские корабли атакуют субмарину в проливе Сойя (так японцы называют пролив Лаперуза). Прекрасно виден нефтяной след, тянущийся за лодкой, уходящей от убийц-корветов в подводном положении.

В этот день удачи лейтенант-коммандера Мортона закончилась. По плану субмарина до 21 октября не должна была покидать район патрулирования. Что ее заставило заскочить в узкий, мелководный и опасный пролив Лаперуза раньше срока - неизвестно. Версии две: на борту закончились торпеды, или возникла техническая неисправность. Все, что мы знаем - из боевых донесений японских моряков и летчиков. Но о том, что происходило на борту субмарины - они, конечно, не знают, это тайна. Как и непонятно, почему лодка оставляла масленый след.

Сначала субмарина была замечена и обстреляна японской артиллерией с берега. Ушла под воду, но японский патрульный самолет обнаружил на поверхности упомянутое нефтяное пятно. Ориентируясь по нему, лодку атаковали японские корабли. Американцы долго и мужественно боролись за жизнь: с 9.20 утра до 17.45. Это по японским данным, но других просто нет. Пытались уйти из Лаперузы на Запад в подводном положении, но лодку выдавали вытекающее топливо и воздушные пузыри. Да и японцы вцепились мертвой хваткой: подняли авиацию с двух авиабаз. Субмарина пережила 14 атак с воздуха, затем ее в течение пяти часов накрывали глубинными бомбами пять противолодочных кораблей… Одна из бомб оказалась роковой, погибли все.

Лодку мы нашли давно, почти 20 лет назад. Искали не ее, а нашу, Л-19, погибшую в том районе в 1945 году. Находку не сразу смогли идентифицировать. В 2023 году команда "Фертоинг" провела внешний осмотр корпуса погибшей подлодки и построила ее 3D-модель методом подводной фотограмметрии.

Кроме подводной сьемки, с аппарата "Тритон" произвели забор грунта и воды у борта погибшей субмарины. А затем опустили на дно внушительною конструкцию: металлическую табличку на постаменте со словами о том, что корабли, как и люди, нуждаются славе, уважении и бессмертии. И у погибших кораблей есть будущее. И три эмблемы: РГО, "Фертоинг" и "Людей моря".

Важный нюанс: с американской лодки мы ничего не снимаем, и вообще к ней не прикасаемся. Относимся как к коллективному воинскому захоронению, пусть оно и на дне морском.

Чисто личная точка зрения: возможно, дело не только в ухудшении наших с ними отношений. Они представляют нас максимально карикатурно, как страну, которой негде взять простейшие чипы. Якобы уже извлекаем из бытовой техники. Некоторые верят. А тут срыв стереотипов: прекрасное судно со всем необходимым для производства глубоководных работ. Идеальный порядок, прекрасное оборудование, а главное - работают профессионалы экстра-класса. Для подводного аппарата обследование лодки на глубине 60 метров - рутина. При этом, нет никакого ура-патриотизма, в море всегда был, есть и будет полный интернационал. "Ламантин" - судно норвежской постройки, для подводных работ используют оборудование и аппаратуру, чья национальность для профи не имеет значения, основополагающий принцип - надежная и лучшая.

"Мы можем работать на глубинах до 3000 метров, - рассказывает инженер-гидрограф "Фертоинг" Денис Фиров. - Случаются и сложные ситуации. На моей памяти как-то в Черном море на глубине 2,5 тыс. метров лопнула телекамера. Просто от чудовищного давления. Но с любой задачей в итоге справляемся".

В общем, как есть слом стереотипов. Но борьба с чьими-то комплексами не наша проблема. Капсулы и грунт со дна скоро отправят в Санкт-Петербург, в штаб-квартиру Русского географического общества. Где изготовят памятные капсулы для родственников погибших американских моряков. Это ведь не просто морская вода и немного земли, это то, в чем и на чем покоятся американские моряки. Смогут забрать в любое время, когда пожелают. Забирать или нет - их дело, мы ничего никому не навязываем. Как и не можем советовать, помнить ли своих героев.

А под корабельный ревун на воду с "Ламантина" мы на прощание возложили венок. На ленте только два слова, на русском и на английском: "Русские помнят".

Конкретно

Поиски советской субмарины Л-19 проекта "Ленинец" в проливе Лаперуза будут продолжены. Погибла 23 августа 1945 года, и она - последняя погибшая подводная лодка СССР в годы Второй мировой войны. На ее борту находились 64 моряка. Предположительно, покоится где-то недалеко от американской "Ваху". Но пока место и обстоятельства ее гибели - тайна.