Как скажутся налоговые изменения на региональных бюджетах

В бюджете самого крупного муниципалитета страны не хватает денег на дворников. А большинство регионов не могут обойтись без помощи Федерации. Как предлагаемые налоговые преобразования могут изменить ситуацию? Об этом шла речь на встрече в "РГ" наших собкоров с директором Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте России Владимиром Климановым.

Владимир Климанов: Сделать везде зарплаты учителей или врачей одинаковыми можно, но зачем?
Владимир Климанов: Сделать везде зарплаты учителей или врачей одинаковыми можно, но зачем? / Аркадий Колыбалов

Расклад бюджетов

Владимир Викторович, регионов-доноров в России раньше не было более двух десятков. В прошлом году их стало 23! Что за чудо произошло?

Владимир Климанов: Действительно, число регионов-доноров до предпоследнего года было более-менее одно и то же. От 10 до 15 регионов, иногда чуть больше не получали дотации из федерального бюджета.

Это условно богатые регионы: Москва, Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы Западной Сибири, Свердловская область, Республика Татарстан и другие.

Два года назад немного поменяли методику распределения дотаций. Поэтому формально сейчас 23 региона, которые не получают финансовую помощь из федерального бюджета. Однако это, на мой взгляд, чисто методологический и технологический эффект, а в целом реальный расклад остается прежним - подавляющее число регионов в той или иной степени зависит от федерального бюджета.

В первом квартале ВВП России вырос на 4,6%. И в 2023-м он не стоял на месте. Как чувствуют себя на этом фоне региональные бюджеты?

Владимир Климанов: По-разному. С одной стороны, есть определенная доля оптимизма. С другой - у многих регионов для него нет особых поводов.

Оптимизм связан с тем, что 2023 год оказался в целом успешным для региональных бюджетов. Он был выполнен явно с превышением тех параметров, которые планировались в среднем по стране, хотя совокупно отмечался и дефицит региональных бюджетов. Но у многих доходы оказались все-таки значительно выше запланированных. И эти регионы вошли в 2024 год с существенными остатками на счетах.

В Уральском федеральном округе такие - почти все. Есть они и в Центральной России. С чем это связано? В конце 2022 года был запущен активный бюджетный импульс: дополнительное вливание в отдельные сектора экономики, прежде всего в оборонно-промышленный комплекс. Это дало возможность наращивать производство и как следствие - налоговую базу. Активно выросли доходы отдельных категорий граждан. При этом налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной налог, поступающий в региональные бюджеты. Но такой бюджетный импульс получили далеко не все регионы.

Скоро Госдума в первом чтении рассмотрит предложенные министром финансов Антоном Силуановым налоговые преобразования. У регионов появится шанс активно пополнять свои бюджеты?

Владимир Климанов: Тут нужно учесть одну особенность. Около 20% от суммы всех региональных бюджетов и по доходам, и по расходам - это Москва. Если же посмотрим на НДФЛ, то там доля Москвы еще выше - более четверти от общих сборов этого налога. Прибавьте сюда Петербург и Московскую область - получим совсем впечатляющую статистику: более 40% всего НДФЛ в стране собирают только в трех регионах.

Эта дает более глубокое понимание, как надо проводить налоговые преобразования, связанные с НДФЛ. Если при его реальном увеличении определить, что ставки по прогрессивной шкале будут поступать только в бюджеты регионов, то Москва, Петербург и Подмосковье выиграют больше всех.

Справедливо ли это? Думаю, нет. Вот почему предлагают с 2025 года все средства, собранные выше сегодняшней общей ставки в 13%, направлять в федеральный бюджет. Остальное будет распределяться, как раньше - 85% в региональный бюджет, 15% - в муниципальные.

Минус триллион

Регионам обещали, что две трети задолженности по бюджетным кредитам им спишут при условии, что освободившиеся деньги они направят на инфраструктурные проекты.

Владимир Климанов: По расчетам, подлежит списанию почти 1,1 триллиона рублей. Уникальность ситуации в том, что все регионы так или иначе оказались должниками Федерации.

Многие бюджетные кредиты, напомню, появились как замещение дорогих коммерческих займов. Теперь делается следующий шаг: списание части бюджетных кредитов. Но не просто так. Освободившиеся деньги надо инвестировать в проекты, связанные с развитием инфраструктуры.

В какие? У регионов будет выбор?

Владимир Климанов: Минэкономразвития России, например, предлагает финансировать проекты, нацеленные на повышение экономической эффективности и развитие региона.

На Чукотке в десять раз дороже стоит выучить и вылечить одного человека, чем в среднем по России. На Камчатке, в Якутии - в три-пять раз

Позиция регионов: не у всех есть такие проекты. Им гораздо интереснее решить задачи модернизации социальной инфраструктуры. Например, челябинский губернатор Алексей Текслер сказал, что основным направлением средств, которые предлагают регионы, выступает сектор ЖКХ, в том числе такая массовая проблема, как замена лифтов. Что мало связано с развитием территории. Но для многих регионов это жизненно необходимо! Так что мой совет: надо прислушаться к регионам. Предстоит найти компромиссное решение, которое реально дало бы региону, во-первых, импульс для развития, а во-вторых, освободило бы от проблем, которые его сдерживают.

Ольга Бухарова, Леонид Кулешов

Неравенство зарплат

Нина Рузанова, редактор Новосибирского представительства "РГ": Есть еще проблема неравенства регионов. Например, разная зарплата учителей, врачей.

Владимир Климанов: Да, вы правы, у социальной справедливости есть территориальный аспект. Добиться здесь справедливости можно двумя путями. Либо подтягивать отстающие регионы, либо сокращать какие-то показатели у наиболее обеспеченных. Не хотелось бы, чтобы мы пошли по второму пути.

Задача должна решаться не только путем децентрализации каких-то доходных источников в пользу бедных регионов. Возможным инструментом является и централизация части обязательств регионов, которые будут покрывать за счет федерального бюджета. Эта задача совершенно новой конструкции финансовой системы страны. Но к этому мы пока не подступались.

Нина Рузанова: Так что будет с зарплатами?

Владимир Климанов: Сделать везде зарплаты учителей или врачей одинаковыми в номинальном выражении не то чтобы нельзя, просто непонятно - зачем.

При межбюджетных отношениях используется такой показатель, как индекс бюджетных расходов. Он присваивается каждому региону. И говорит, насколько дороже стоит стандартный набор бюджетных услуг в том или ином регионе по отношению к среднему по стране.

Например, на Чукотке в 10 или даже 11 раз дороже стоит проучить, пролечить одного гражданина, чем в среднем по России. На Камчатке, в Якутии, Магаданской области и Ненецком АО - в три-пять раз. Понятно, что и зарплаты тех, кто оказывает услуги, выше.

Надо этот фактор учитывать? Безусловно. Просто же всем учителям в стране уравнять зарплату - это не выход. Но механизм сближения, чтобы эти диспропорции не складывались столь явно, должен быть. И к этому нужно стремиться.

Нина Рузанова: Новосибирск - самое большое муниципальное образование в России. 1,5 миллиона жителей. При этом у него нет денег даже на дворников. Ситуация изменится?

Владимир Климанов: Да, муниципальный уровень остается без должного финансового обеспечения при достаточно больших расходных обязательствах.

В западноевропейских странах, например, доходную базу муниципалитетов во многом формируют налоги от земельно-имущественного комплекса. У нас же земли так много, что она значительно дешевле и не может генерировать большой объем дохода. Предлагаемые налоговые новации отчасти могут изменить эту ситуацию. Муниципальным властям хотят дать право повышать ставки земельного налога. А регионы смогут поднять расчетную базу по налогам на имущество.

Второй источник доходов муниципалитетов связан с развитием малого бизнеса. Если он слабый, то и доходная база у муниципалитетов низкая. Нужно принимать меры, чтобы малый бизнес развивался более значимо, чем сейчас. Возможно, нужна специальная программа. В каждом регионе - своя.

В рамках новых налоговых предложений также есть инициатива председателя Госдумы Вячеслава Володина: перераспределять большую часть НДФЛ в пользу муниципальных образований. Но тут нужно учесть, что регионы тоже не всегда справляются со своими расходными обязательствами. Так что здесь придется искать какое-то сбалансированное решение.

Плюс из уст министра финансов мы услышали предложение: подумать о большем прогрессе по земельно-имущественным налогам. То есть те кто, обладает более дорогостоящими элитными участками земли и имуществом, платили бы налог больше, чем другие. Но пока эта конструкция до конца не сформирована.

Бизнес без тени

Денис Гонтарь, обозреватель Калининградского представительства "РГ": Есть опасения, что бизнес уйдет в серую зону после повышения ставок.

Владимир Климанов: Сценарии могут быть разные, но я уверен, значимого ухода в тень все-таки не произойдет.

При тех усилиях, которые были предприняты Федеральной налоговой службой, другими ведомствами по внедрению цифровых сервисов, говорить о массовом уходе в серую зону будет достаточно сложно. Бизнесу придется ориентироваться на работу в тех условиях и в тех параметрах, которые будут заданы законодательно.

Дополнительным аргументом станет и определенная закрытость границ. Уход в офшоры, иные схемы сейчас более затруднительны, чем раньше. Есть надежда, что большая часть бизнеса, которая еще не легализовалась, перейдет в зону российских законов.

Александр Гавриленко, обозреватель Ростовского представительства "РГ": Вот уже два года в агропроме идет снижение рентабельности. Вы говорили о необходимости соблюдать паритет между регионами. Может, и между отраслями он нужен?

Владимир Климанов: Я придерживаюсь обратной точки зрения. Сельское хозяйство имеет самые низкие параметры налоговой нагрузки по отношению к другим отраслям.

Сейчас те предложения, которые связаны с отраслевыми изменениями, будут касаться, наоборот, увеличения налогообложения: металлургических компаний, производителей минеральных удобрений и прочих. И они не относятся к секторам экономики в целом.

Да, у некоторых аграриев в этом году, после майских заморозков, результат будет не таким, который они ожидали. И возможен новый виток банкротств. Безусловно, мы должны предусмотреть дополнительные меры поддержки аграриев, в том числе финансового характера. Но по налогообложению, считаю, изменения не должны быть связаны с какой-то отраслью.

Александр Гавриленко: Повышение НДФЛ коснется высококвалифицированных работников. Это тот самый средний класс, за который мы много лет боролись. К доходам в виде дивидендов с акций ставку налога не меняют. Разве это справедливо?

Владимир Климанов: У многих действительно возникает вопрос: "Почему налогообложение дивидендов остается на уровне 15%, а не прогрессирует до 22%, как по НДФЛ, при доходах выше 50 миллионов рублей?" Во-первых, повторю, это еще предложения, и могут быть корректировки на этапе обсуждения в Госдуме.

Во-вторых, в предлагаемой схеме все не так однозначно, как многим кажется. При расчете дивидендов учитывается чистая прибыль компании, а это суммарная выручка минус все расходы, в которые входят и налоговые платежи. Как мы уже говорили, вместе с повышением НДФЛ предложено повысить и налог на прибыль организаций. Чистая прибыль уменьшится. Так что, исходя из провозглашаемого принципа справедливости, те, кто может платить больше, будут платить больше и в этом случае.

Справка "РГ"

Среди предложенных налоговых новаций - введение новой прогрессивной шкалы НДФЛ. Вместо двух появляется пять градаций годового дохода и пять ставок.

Для доходов от 2,4 до 5 млн рублей - 15%, от 5 до 20 млн - 18%, от 20 до 50 млн - 20% и для доходов свыше 50 млн рублей - 22%. При доходах ниже 2,4 млн рублей в год ставка НДФЛ останется прежней - 13%.

Рассматривается также повышение налога на прибыль организаций с 20 до 25% и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. А также поправки в Бюджетный кодекс: у регионов появится возможность списывать 2/3 задолженности по бюджетным кредитам.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации