Пришел, увидел и забыл. Положа руку на сердце, так происходит со многими, кто галопом бегает по известным московским и петербургским музеям, чтобы увидеть полотна Леонардо да Винчи, Рембрандта, Айвазовского, Репина или Малевича. Конечно, у жителей нестоличных городов не так много возможностей побывать в прославленных галереях, поэтому и хочется увидеть все и сразу. И это вполне объяснимо. Но как не допустить аналогичных ошибок, приходя в арт-галереи родных городов? В том же Краснодаре их довольно много, и не только государственных, но и частных.
- Главное, чего не стоит делать, - это ходить по музею больше двух часов, - говорит Альвина Саркисова, которая проводит лекции-практикумы в Краснодаре и рассказывает, как правильно ходить на выставки. - Есть так называемая музейная усталость. Существуют даже научные исследования, которые говорят о том, что человек вообще не может воспринимать искусство больше часа. Это высокоэмоциональный контент, который вызывает много переживаний. А если человек выходит из галереи, испытывая не удовольствие, а разочарование, это может отвратить его от посещения музея в следующий раз. На мои лекции приходят люди разных возрастов, но углубиться в искусство пытаются те, кому около 30 и больше. Они уже задаются вопросами бытия, на чем и построено в общем-то искусство. Оно всегда отвечает на какие-то глубинные вопросы человека, поиски себя в этом мире. Дети тоже очень заинтересованы в искусстве, но они воспринимают его как игру.
Кроме того, Саркисова считает, что любой оригинал местного художника лучше репродукции даже великой картины. Поэтому выставка регионального автора даст зрителю гораздо больше, чем рассматривание копий шедевров.
- Картины, нарисованные нашими современниками, которых волнуют те же проблемы что и нас, точно найдут больше отклика в душе человека, чем репродукция произведения XV века, - уверена арт-блогер. - Я призываю людей не бояться современного искусства и ходить на такие выставки.
Ошибкой Саркисова считает и стремление увидеть признанные полотна, не задумываясь о том, что хочется посмотреть именно сегодня.
- Мы бежим смотреть картины Айвазовского, хотя, возможно, сегодня душа требует не моря, а ей не хватает античности или натюрмортов, - продолжает Альвина. - Конечно, если зритель знаком с творчеством художника и знает историю его полотен, то они, скорее всего, все равно вызовут восхищение. Но бывает и так, что после посещения музея чувствуешь растерянность и разочарование от картин, которые не отвечали истинному внутреннему запросу человека, потому что он сам себя не спросил, чего хочет. Поэтому детей нужно водить на выставки, чтобы они со временем начали понимать, что им нравится, а что нет.
По мнению Дины Конкиной, родителям, бабушкам и дедушкам, которые приводят ребенка в музей, не нужно стремиться показать ему все.
- Постоянная экспозиция в нашем музее занимает восемь залов, они вроде бы небольшие, но если каждую картину смотреть, ребенку становится тяжело. Он физически устает, и у него формируется соответствующее отношение к музею. И потом, когда ему предложат снова пойти на выставку, он откажется, потому что у него сложилось не очень приятное впечатление. Поэтому лучше ребенка привести на одну выставку или на специальный мастер-класс для детей. У нас их проводят сотрудники, которые умеют работать с ребятами. Сначала они показывают какую-то часть выставки, а потом по этой теме проводят мастер-класс. Так музей становится интересен.
Например, недавно проходил мастер-класс по изготовлению традиционной тряпичной куклы. Юные гости музея посетили выставку "Казачество", где им рассказали о кубанских служивых, а затем они делали игрушку, которую могли забрать с собой.
Стоит ли взрослому заранее знакомиться с теми авторами и картинами, которые ему предстоит увидеть? По мнению Альвины Саркисовой, лучше до посещения выставки не углубляться в творчество художника и увидеть свои смыслы в его произведениях.
- Я долго изучала искусство - техники художников, символы, и мне теперь сложно воспринимать картину без этих знаний, погрузиться в свои ощущения. Я уже начинаю цепляться к увиденному. Здесь лимон нарисован - значит, изображены очень богатые люди. А вот здесь сцена бракосочетания, но невеста стоит босиком, над женихом свеча горит, а над ней нет, значит, она умерла. И так начинаешь анализировать художника, а не себя, - говорит арт-блогер. - Картину нужно воспринимать как личность. Беседовать с ней, задавать ей вопросы, обращаться к своим эмоциям. Ту же абстракцию невозможно понять, ее нужно почувствовать. Это большая проблема человека - он все пытается рационализировать, поэтому предметное творчество ему легче понять. Приходя в музей, можно быстро пройти по залу, и если что-то зацепило, захотелось остановиться и вглядеться, то эта картина вам сегодня нужна, с ней вам надо пообщаться, и, скорее всего, вы найдете в ней ответ на тот вопрос, с которым сегодня проснулись.
Арт-блогер отмечает, что это отнюдь не исключает того, чтобы воспользоваться услугами экскурсоводов. Информация, полученная гидами, поможет по-другому раскрыть картину.
- Стоит сначала посмотреть самому, а потом можно присоединиться к экскурсии. Нельзя исключить что-то одно, иначе наше восприятие оскудеет, - отмечает Альвина.
По ее словам, у людей сейчас есть запрос на искусство, что заметно по тому, что в Краснодаре открывается все больше частных галерей. Повлиял на это и приток жителей из других городов, которые привыкли ходить в музеи и ищут их в кубанской столице. То, что посещаемость музеев в целом растет, подтверждает и Дина Конкина.
- Многие произведения искусства, особенно на постоянной экспозиции, имеют QR-коды, перейдя по которым можно прочитать текст о них или прослушать аудиовер- сию, - говорит эксперт. - Дополнительная информация бывает очень интересной. Вначале у посетителей QR-коды вызывали некоторое неприятие, но сейчас и молодые, и пожилые довольно часто ими пользуются. Хотя у нас много очень любопытных посетителей, которым нужен экскурсовод, ему ведь можно задать разные вопросы. В нашем музее экскурсии ведут научные сотрудники с профильным образованием, которые к каждой выставке готовятся и могут ответить практически на любой вопрос. На некоторых выставках есть так называемые расширенные этикетки с информацией об авторе и произведении. В общем, каждый посетитель может выбрать, как именно и что узнать об экспозиции.
- Хоть приезжему, хоть местному жителю необходимо знать расписание работы музея или галереи, чтобы не натолкнуться на закрытую дверь, - отмечает Дина Конкина. - Ведь не все знают, что, например, в понедельник в музее выходной, а в четверг он работает не с 10 утра до шести вечера, а с часу дня до девяти вечера. Так что желательно зайти на сайт учреждения или на страницу в соцсети и посмотреть расписание. В праздничные дни режим работы может меняться. Первоисточник - всегда сайт, там проверенная информация, в том числе о том, какие мероприятия проходят, какие залы закрыты. Также сразу видны все выставки, которые сейчас проходят в музее, указаны даты и то, в каком здании они организованы, если у учреждения их несколько, цена билетов. Выставки бывают платные и бесплатные, это тоже важно. И еще один момент: не все знают, что практически нигде в музеях нет единых билетов на все выставки.
Она добавила, что в учреждениях также висят афиши, но если у гостя мало времени и он хочет провести его с максимальной пользой, лучше заранее выбрать выставку на онлайн-платформе. И еще на сайте и на страницах в соцсетях есть информация или закрепленные сообщения о мероприятиях, которые проходят в учреждениях. Это тоже может быть полезно, особенно для туристов. Например, во дворике музея Коваленко организуют концерты, лекции, дискуссии и другие интересные встречи.