Сейчас он играет, может быть, много как никогда: уже в сентябре возрожденный бэнд начнет большой всероссийский тур, все лето с неизменными аншлагами гастролировали (и продолжат гастролировать осенью) "Симфоническое Кино" с оркестром.
Но есть у музыканта и сольный инструментальный проект с лаконичным названием YK - птица редкая во всех смыслах. "Поймать" эти концерты не всегда удается, они возникают редко, почти спонтанно и, как правило, в совсем небольших пространствах - вроде какой-нибудь картинной галереи или музыкального магазинчика. Так что москвичи сорвали джекпот: после долгого перерыва YK сыграли в "16 тоннах" сразу два раза подряд. Причем второй - по просьбам публики.
YK - это не "Кино". И это, пожалуй, главное, что стоит знать о группе, созданной Юрием Каспаряном в 2020 году. Здесь другие имена - Виктор Савич (бас), Олег Шунцов (барабаны), Павел Михайлюк (клавиши), да и из "киношного" репертуара на концертах звучит только "Пачка сигарет" - в финале. Все остальное - совсем другой музыкальный материал, выросший, впрочем, все на той же благодатной почве.
Началось все с альбома Start, у которого, кстати, очень интересная история. Конец 1980-х. Пока Виктор Цой в Алма-Ате снимается в "Игле", группа вынуждена чем-то себя занять - и чтобы не терять концертную форму, и чтобы как-то поработать над музыкальными идеями, которым в "Кино" пока применения не нашлось. Из этих встреч и поисков в сотворчестве с "Новыми композиторами" родилась экспериментальная пластинка, где на музыку накладывались всяческие электронные сэмплы (от гагаринского "Поехали!" до фраз из уроков английского типа This is Vasily) и прочие доступные в ту пору опыты с драм-машинкой, привезенной из-за границы всеми правдами и неправдами.
В классическом смысле альбомом Start не был - он остался в виде разрозненных и полуутерянных записей, сами музыканты слишком серьезно его не воспринимали, считая некой шуткой и развлечением. Вспомнили об этих композициях много позже распада "Кино" - впервые официально издана пластинка была в 2015 году, уже после ухода из жизни барабанщика группы, художника Георгия Гурьянова. Именно он написал пьесы "Доктор Мабузе" и "Рига", которыми YK начали московский концерт. К слову, долгое время обе в Сети фигурировали как "неизвестная музыка", так что теперь справедливость наконец восстановлена.
- Очень хочется, чтобы песни, которые мы в 80-х делали с Георгием Гурьяновым, продолжали жить и играться, - сказал со сцены Юрий Каспарян.
Обычно молчаливый и застенчивый, предпочитающий музыку любым разговорам, Каспарян на расстоянии вытянутой руки тоже совсем другой, чем со стадионной трибуны. Время от времени он сопровождал композиции пояснениями, а на одной из них вдруг снял гитару - слушатели напряглись: неужели концерт уже окончен? Оказалось, нет: удивленному Павлу Михайлюку за синтезатором пришлось потесниться, а лидер YK сам вдруг сыграл длинное клавишное вступление. Сосредоточенно, зажав медиатор во рту, немного сбивчиво и оттого очень трогательно. На фразе "Это был мой дебют" притихшая публика взорвалась аплодисментами.
Еще из славного прошлого времен "Кино" в сет-листе YK - саундтреки к "Игле" в чуть более современном и "подкрученном" варианте, но большую часть занимают все-таки самостоятельные музыкальные пьесы, которые больше нигде не услышишь (студийного материала у группы пока немного). Одна из них слушателям уже полюбилась, выйдя под названием Vitamin D.
На концерте в Москве сыграли и совсем новый трек Autonomia - сколь мрачный и бронебойный в начале, столь же нежный и трогательный в припеве. Звучала спешащая куда-то и замысловатая Why not?, а на бис Юрий Каспарян сыграл "Дети минут". Эту песню на стихи Виктора Цоя записала некогда группа "Ю-Питер", в которой гитарист "Кино" играл вместе с Вячеславом Бутусовым, и ее исполнение после долгого перерыва и с фантастическим соло в конце неизбежно прогнало по телу стаи мурашек.
Приятных неожиданностей было еще много (музыкальные "паузы" и импровизации; YK впервые выступали с видеорядом, который сделали поклонники, - получилось очень стильно и профессионально), но главная, пожалуй, в том, что неоспоримый статус легенды совсем не мешает Юрию Каспаряну оставаться самим собой. Живым, творящим, современным композитором и музыкантом, за которым хочется следить и чью музыку хочется слушать.