Зачем идти в Пушкинский музей на выставку "Неизвестный Щукин"

Египетские статуэтки XXIV-XVIII веков до н.э., меч катана XVII века, китайский бронзовый Бодхисаттва XII века, свиток Люй Цзи "с цветами мальвы и коричневым деревом" XVI века...
Искусство Древнего Египта, Азии, Африки помогало лучше понять работы Сезанна, Дерена, Пикассо...
Искусство Древнего Египта, Азии, Африки помогало лучше понять работы Сезанна, Дерена, Пикассо... / РИА Новости

Восточные древности - последнее, что приходит на ум, когда думаешь о собрании Сергея Ивановича Щукина, коллекционера нового западного искусства, шокировавшего Москву картинами Матисса и Пикассо. Между тем фотографии интерьеров дома Сергея Ивановича в Большом Знаменском переулке, сделанные в 1913-1914 годах, сохранили их отнюдь не минималистский вид. Новое французское искусство на этих снимках мирно уживалось с огромными фарфоровыми вазами Императорского завода, мраморными скульптурами граций и мебелью в стиле рококо.

Но одно дело - смотреть фотографии интерьера. Другое - собрать этот интерьер заново сто десять лет спустя. Представить его пусть не во всех деталях, но сохранить смелость ансамбля, например, "Розовой гостиной", которую оформлял Матисс, или перекличку "Весны" Одилона Редона с работой Люй Цзи ... Реконструкцию коллекций и интерьеров делает в проекте "Неизвестный Щукин" куратор Алексей Петухов.

Чтобы Пушкинский собрал "пазл" интерьеров дома Щукиных, вещи дали музеи со всей страны

Сказать, что это сложно, - ничего не сказать. Собрание Щукина (вместе с домом, разумеется) было национализировано в октябре 1918 года. В доме открыли I Музей новой западной живописи. И тут же уплотнили его. На первом этаже поселили сотрудников музея и служащих Наркомпроса. Плюс разместили и Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, раненым и демобилизованным красноармейцам.

Когда в 1921 году Борис Терновец пришел сюда директором Музея новой западной живописи, он обнаружил, что музей полон еще и старого европейского и восточного искусства. В докладной записке от 21 января 1921 года он писал: "В залах музея в большом изобилии находятся декоративные вазы, а также мрамор, бронза и другое художественное имущество. В запасной комнате музея на полу, подоконниках и столах без всякой системы и порядка сложены фарфоровые фигурки, посуда, изделия из бронзы и т.п. На стенах запасной комнаты - китайские картины, старинная западная живопись и иконы".

Терновец начинает опись этих сокровищ. Благодаря точности описания работ в инвентарных книгах и актам выдачи произведений из музея стало возможным найти сегодня значительную их часть. После инвентаризации искусство Азии у него забрали в только что созданный Музей восточных культур. А затем "непрофильные" для музея вещи, будь то иконы или погребальная маска мумий, стали распределять в собрания разных музеев. Так коллекции старого искусства Щукина оказались "в рассеянии". Чтобы Пушкинский музей собрал "пазл" исторических интерьеров дома Щукиных, вещи из своих собраний дали музеи всей страны: от Дагестана до Якутии, от Петербурга до Астрахани.

Выставка дарит много открытий. Одна коллекция произведений Древнего Египта чего стоит! Матисс упоминал, что Щукин в Лувре непременно шел в залы Египта. В Египте он бывал трижды - в 1906, 1907 и 1909 годах. Одна из поездок, после смерти первой жены, была тяжелой и довольно опасной - по Синайской пустыне к монастырю Святой Екатерины. Но о египетских вещах никто из посетителей дома не упоминал и не писал. Они, видимо, хранились в приватной части дома.

Объем коллекции и выбор вещей показывают, что речь не шла о спонтанных покупках туриста. Леа Сен-Раймон, описав вероятные антикварные магазины Парижа, где Щукин мог приобретать эти вещи, подсказывает, что "Азия и Египет действовали как "воображаемый музей" форм, помогающий понять работы Сезанна, - как и статуэтки из Африки южнее Сахары, которые Щукин купил вместе с картинами Пикассо". Это сопряжение западного и восточного искусства было привычным на рубеже веков у европейских коллекционеров. Так, парижский кутюрье Жак Дусе, умел в своем собрании "без диссонанса совмещать Восток и Запад", как и Карл Эрнст Остхаус, создавший Музей Фолькванг в Хагене. Собрание Щукина вписывается в этот ряд.

Даже для исследователей работа над этим проектом была полна неожиданностей. В результате впервые за 110 лет отреставрированы и показаны деревянные скульптуры, среди которых чудесная раскрашенная "Мадонна с младенцем Христом" конца XV века, старик Святой Симеон с младенцем Христом на руках испанской работы XVII столетия, барочные ангелы XVIII века. Скульптуры были в комнате старшего сына Щукина. И, похоже, пришли в дом из собрания брата - Ивана Ивановича Щукина. Интеллектуал, увлеченный испанским искусством, он покончил с собой в Париже в 1908-м, когда не смог расплатиться с долгами. Эти скульптуры, которые в описи шли как "испанское дерево", могли быть прийти после распродаж к его племяннику - тоже Ивану, но Сергеевичу.

Шлейф историй, связанных с произведениями в доме Сергея Щукина, не всегда можно проследить точно. По крайней мере пока. Может быть, поэтому эта выставка обладает аурой старинного готического романа. Если не со скелетами в шкафах, то с деревянными скульптурами, являющимися то ли из Испании, то ли из Парижа, то ли из шкафа в бывшей детской.

Каждый тут находит свои чудеса. Но об одной находке - в "Эпилоге" - нельзя не сказать. Находкой мы обязаны внуку Сергея Щукина Андре-Марку Делок-Фурко. Он предложил соединить в финале два "симфонических интерьера" Матисса. Оба вдохновлены Щукиным. "Розовая мастерская" написана Матиссом в 1911-м и хранится в Пушкинском. А вторая - "Красная мастерская" - написана после посещения Москвы, в декабре 1911 года. Фактически это две части мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино. Эту вторую работу он тоже предлагает Щукину. Чтобы дать представление о ней, делает акварель в январе 1912 года и шлет в Москву. Щукин вежливо отклонил предложение. Уже после войны, в 1940-х годах, "Красная мастерская" была куплена Музеем современного искусства в Нью-Йорке. На выставке акварель помещена на фоне красного планшета размером с картину в МОМА.

Таким образом, мы видим реконструкцию "приватных" коллекций Щукина, которые он никому не показывал, парадных интерьеров с современным искусством, и проекта одного интерьера, каким он мог бы быть по замыслу Матисса.

Навигатор

Выставка будет открыта до 16 марта в Галерее искусства стран Европы и Америки. Цена билета - 400-600 рублей.