По мнению вице-премьера Марата Хуснуллина, новая стратегия направлена на всестороннее развитие населенных пунктов, а также на создание комфортных условий проживания людей и стимулирование экономического роста на местах.
"Одним из важных принципов пространственного развития является повышение самостоятельности регионов в решении социально-экономических задач за счет роста собственных доходов их бюджетов. Большое внимание будет уделено развитию социальной, энергетической, коммунальной, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Эта работа станет основополагающим элементом реализации нового национального проекта "Инфраструктура для жизни", который сохранил в себе подходы одних из самых узнаваемых нацпроектов "Жилье и городская среда" и "Безопасные качественные дороги", - рассказал "Российской газете" Хуснуллин.
Стратегия должна "максимально вовлечь пространство в достижение национальных целей", сбалансировать систему расселения и территориальную организацию экономики.
Сейчас, отмечается в документе, более половины совокупного валового регионального продукта обеспечивают лишь девять регионов страны. Это, в частности, столичные агломерации и минерально-сырьевые центры (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край). Мегаполисы растут, а доля жителей малых и средних городов, сельской местности сокращается. Это, говорится в документе, обусловлено неравномерным развитием социальной инфраструктуры и другими условиями, влияющими на качество жизни. Наблюдается устойчивый рост ввода жилья - с 544 кв. м до 755 кв. м на тысячу населения, но показатель опять же сильно колеблется - меньше всего жилья в расчете на жителя строится в регионах Дальнего Востока, больше всего - в миграционно привлекательных Ленинградской, Московской и Тюменской областях.
Стратегией предполагается ввести дифференцированный подход к развитию различных территорий и населенных пунктов - устранить ограничения для экономического роста территорий с относительно высоким уровнем социально-экономического развития и поддерживать территории с относительно низким уровнем. При этом приоритетом является развитие геостратегических территорий РФ, в их число входят Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ, Калининградская область, Крым, новые территории, а также приграничные муниципалитеты Карелии, Белгородской, Брянской, Курской, Ленинградской, Псковской областей. Упор будет сделан также на развитие опорных населенных пунктов - оно будет направлено на повышение качества среды для жизни (на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036-му) и защищенность их от стихийных бедствий.
При господдержке жилищного строительства приоритет будет отдаваться агломерациям и опорным населенным пунктам, где реализуются важные инвестпроекты. Предполагается стимулировать средне- и малоэтажную застройку в пригородах агломераций, в небольших городах и сельской местности. В частности, должны быть созданы доступные механизмы финансирования строительства индивидуальных домов и их подключения к сетям по доступной цене. Будет развиваться модульное строительство, производство домокомплектов, ускоренное вовлечение в оборот участков для индивидуального и малоэтажного строительства. Будет поощряться строительство жилья большей площади для проживания семей с детьми.
Кстати, в документе приводится определение "городской агломерации" - это так называемое ядро (или ядра) агломерации и объединенные с ней экономическими связями населенные пункты в пределах до 1,5 часа транспортной доступности.
Само появление стратегии - уже очень полезно, считает член Союза архитекторов РФ, профессор Московского отделения Международной академии архитектуры Алексей Иванов. Последний раз подобный документ был разработан в 2018 году. Работа, жизненно важная для нашей страны, структурируется и приобретает плановый, организованный характер, подчеркивает он. Два года назад профессиональное сообщество организовало Ассоциацию "Стратегия 50", целью которой было создание условий и институций для пространственного сохранения страны, рассчитанных хотя бы на два поколения - на 50 лет, рассказывает Иванов. "Сложилась действительно опасная ситуация. В России за последние 30 лет исчезла половина малых и средних населенных пунктов и сотни тысяч убывания населения за год. Нашими оппонентами были сторонники теории роста мегаполисов, утверждающие обратное: в России миллионы безработных, и их лучше собрать в города-миллионники, увлечь в сервис-бизнесе. Мы были с этим не согласны. Мы считали и считаем, что чувство Родины и уважения, и ответственности за нее происходят во многом с воспитанием любви и ответственности к своей земле, к малой родине", - говорит Иванов. Одним из важных направлений развития системы расселения эксперты, по его словам, считают стимулирование малоэтажного жилого строительства, создание транспортной и культурной инфраструктуры во всей стране, в регионах, вне мегаполисов. "Известный социолог и философ Жан Бодрийяр говорил, что увеличение мегаполисов неизбежно приводит к увеличению социальных проблем, к ненависти и разочарованию. Современные исследования подтверждают, что чрезмерное развитие городов приводит к критическому социальному расслоению их жителей", - добавляет архитектор.
В стратегии много обосновывающих материалов, но довольно краткая часть о том - что именно предполагается делать, отмечает управляющий директор АО "Гипрогор", почетный архитектор, член Комиссии по вопросам урбанизма агломераций и малых городов Общественного совета Минстроя Елена Чугуевская. Согласно распоряжению правительства, план мероприятий по реализации стратегии Минэкономразвития должно разработать в трехмесячный срок.
В предыдущей стратегии, говорит Чугуевская, был сделан акцент на развитие 41 агломерации. Сейчас предполагается развивать опорные населенные пункты, их в списке порядка 2300, и это правильно - страна большая, отмечает эксперт. Однако, учитывая, что всего в России насчитывается 160 тыс. населенных пунктов, тоже не так много. И есть риски, что при усиленном развитии опорных пунктов могут оказаться заброшенными, недофинансированными остальные 158 тысяч. А наша страна это уже проходила, отмечает архитектор - в советское время власти отказывались от так называемых неперспективных деревень, после чего погибло очень много населенных пунктов.
Еще один положительный момент - новая стратегия не предполагает отраслевой специализации регионов, как это было в прежней. Это больше соответствует быстро меняющейся рыночной ситуации, считает Чугуевская.
На Дальнем Востоке и в Арктике, как предусмотрено Стратегией, предполагается проводить реновацию опорных населенных пунктов, развивать транспортную инфраструктуру (в том числе авиасообщение и аэродромы). Доля новостроек в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах должна вырасти с 13,1 процента от общероссийского ввода в 2023 году до 15,4 процента к 2030-му и до 17,4 процента к 2036 году.
Согласно стратегии, наибольший отток населения отмечается в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, а также в регионах Европейского Севера (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми). Есть две основные причины переезда из этих территорий, считает член комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев. Во-первых, люди не чувствуют себя комфортно, ведь там есть проблемы и с экологией, и с трудоустройством, и с получением социальных гарантий, говорит он.
"Другой важный фактор - это иностранные программы по переселению соотечественников. Например, в Омской области проживает достаточно большое количество русских немцев. По программе поздних переселенцев в Германию из региона уехали от 200 до 400 тыс. человек. При этом в регионе достаточно хороший уровень жизни. С такой же проблемой столкнулась и Еврейская автономная область. России нужно развивать свои программы по привлечению соотечественников и переселять их в регионы с наибольшим оттоком населения", - говорит Лифантьев.
Одним из ключевых факторов удержания молодежи на территории является качественное высшее образование, отмечает генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
"С учетом того, что на территории Арктики реализуется большое количество инвестиционных проектов, причем они масштабные и не имеющие аналогов не только в России, но и в мире, важно в эти проекты привлекать кадры. В том числе и обучением на этих территориях, тем самым экономя для многих предприятий средства на адаптацию этих ребят к арктическим условиям, на текучку кадров", - говорит Данькин. Эксперт считает, что для этого необходимо усиливать высшее образование на этих территориях, тем более что сегодня соответствующие вузы работают практически только в Мурманске, Архангельске и Норильске.
Проблема привлечения и закрепления населения для развития экономики Дальнего Востока и Арктики связана с новой политикой развития этих геостратегических регионов страны, для решения которой требуется системный подход, включающий экономические стимулы, социальную поддержку, улучшение инфраструктуры и повышение привлекательности региона для жизни и работы, говорит председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. "Стратегия пространственного развития Российской Федерации - это комплексный документ, и только комплексное решение проблемы привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке и в Арктике позволит остановить негативные миграционные процессы и обеспечить устойчивое развитие этих территорий", - отмечает он.
Необходимо, по его мнению, расширять набор инструментов, позволяющих оказывать поддержку отдельным категориям граждан адресно, в зависимости от отрасли, профессии, состава семьи, территории проживания, возраста, уровня дохода, жилищной обеспеченности и иных критериев. "Одним из таких инструментов должна стать единая программа субсидирования аренды жилого помещения для отдельных категорий граждан, особенно для регионов, где остро стоит задача привлечения и сохранения высококвалифицированных кадров в социально значимых сферах", - говорит он.