Ажиотаж, который вызвали сообщения представителей группы о подготовке последней в ее истории пластинки, трудно с чем-то сравнить. Оно и неудивительно - один из самых значимых и коммерчески успешных коллективов XX века, чей The Dark Side of the Moon до сих пор уверенно держит второе место в списке самых продаваемых альбомов в истории, спустя двадцать лет после последнего до недавнего времени The Division Bell выпускает новый LP! В результате незадолго до официального релиза The Endless River побил рекорд по предзаказам.
Хотя, по признанию Дэвида Гилмора, новый альбом вырос из материала, оставшегося от записи предыдущего альбома - творчески переработанного и несколько модернизированного, - The Endless River вовсе не является современным размышлением на тему The Division Bell. Многолетний лидер Pink Floyd рассказал, что обработкой старого материала и добавлением нового музыканты занимались в течение нескольких лет, а окончательный вид он обрел вскоре после смерти легендарного клавишника Рика Райта. В результате получилось не продолжение и не "обратная сторона" The Division Bell, а полноценная ретроспектива почти всего творческого пути Pink Floyd. Без прямых отсылок к предыдущей пластинке тоже, конечно, не обошлось, и единственная песня с вокалом Гилмора - Louder Than Words - звучит как утерянная и восстановленная ее часть (в некоторой степени так оно, похоже, и есть). Остальные композиции альбома заставляют с удовольствием вспомнить другие работы Pink Floyd - и пеструю Ummagumma, и монументальную The Wall, и тревожную Animals, и меланхоличную Wish You Were Here, и многие другие. За скобками остались, пожалуй, разве что ранние эксперименты Сида Барретта. Что, в принципе, закономерно - A Saucerful of Secrets и тем более The Piper at the Gates of Dawn - это великая история, но, в общем-то, совсем другой группы.
Впрочем, возможно, наследие Барретта было бы более отчетливо отражено в этом музыкальном хронопутешествии, если бы в его подготовке принимал участие его друг и соратник Роджер Уотерс. Но, несмотря на то, что - к неописуемой радости поклонников - Гилмор и Уотерс пришли к некоторому примирению и даже несколько раз выступили вместе - сначала на фестивале Live 8 в 2005 году, а затем - частично в рамках уотерсовского супертура The Wall в 2011, прощальный альбом Pink Floyd был записан без участия основателя группы - во всяком случае, без официального участия. Что, впрочем, не помешало Дэвиду Гилмору посвятить значительную часть пластинки вещам, которыми мы обязаны лично Роджеру Уотерсу. И это замечательно.
Отрадно, что Гилмор и компания нашли универсальный рецепт для прощального альбома Pink Floyd. Масштабное и подробное звуковое полотно, повествующее об истории великого коллектива - вполне современным языком, но с постоянными классическими цитатами, придется по вкусу и его старым поклонникам, и более молодым любителям прогрессивного рока. Лучшего подарка слушателям Гилмор, пожалуй, сделать не мог.