24.03.2015 00:41
Экономика

Износ промышленных мощностей в России достиг 78 процентов

Предприятия ждут финансовую помощь напрямую, в обход банков
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №11 (990)
Развитие реального сектора экономики названо одной из наиболее важных задач. Однако решать ее придется в непростое время. Износ промышленных мощностей достигает 78%, а заемные средства крайне дороги. Константин Андрианов, заведующий международным отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, рассказал "РГБ", какие ресурсы есть у государства, чтобы помочь восстановлению и модернизации промышленности.
Читать на сайте RG.RU

Наша промышленность способна заменить зарубежные товары?

Константин Андрианов: Нынешняя рецессия российской экономики еще в IV квартале 2014 г. происходила на фоне 30-40% недогрузки производственных мощностей и 15% избыточной занятости в промышленности. Вместе с тем во многих стратегических отраслях российской промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне свыше 80% и создает потенциальную угрозу как для экономики, так и для национальной безопасности в целом. Но эта недогрузка не обеспечит нам кратного роста объемов производимой в промышленности продукции и соответствующего роста ее доли в ВВП, что в конце прошлого года поручил президент. Кроме того, у нас крайне высокий уровень износа основных производственных фондов и не на чем обеспечивать импортозамещение. Износ оборудования в ряде отраслей машиностроения превышает 80%.

Очевидно, что такой износ появился не вчера. Многие не модернизировали производства с советского времени. Нужно ли спасать предприятия, которые не нашли ресурсов на обновление за 25 лет существования рыночной экономики?

Константин Андрианов: Мы не должны спасать каждое предприятие, находящееся в плачевном состоянии. Спасать нужно отрасли. Нам необходимо сохранение отраслевой палитры российской промышленности. Это вопрос обеспечения национальной экономической безопасности. Другое дело, что эта задача требует точечного подхода. В каждом конкретном случае нужно придерживаться экономической целесообразности: если затраты на обновление производственных мощностей сопоставимы с затратами на создание нового предприятия, то, конечно, экономическая целесообразность сохранения такого предприятия отсутствует. Но в любом случае необходимо, чтобы объем вывода старых производственных мощностей не превышал ввода новых, т.е. чтобы обеспечивалось как минимум их простое воспроизводство.


Инфографика: Мария Пахмутова / Ирина Голова / РГ

Как определить, кого нужно спасать, а кого нет?

Константин Андрианов: Следует руководствоваться принципами продовольственной, технологической и внешнеэкономической безопасности. У нас по официальной статистике Росстата, еще до ввода санкций, процент импорта продукции на целом ряде сегментов внутреннего продовольственного рынка доходил до 80%. Это вне всяких даже крайних пороговых значений экономической безопасности страны. Поэтому в первую очередь спасать нужно тех, от кого она зависит.

Какие меры сегодня призваны стимулировать развитие промышленности?

Константин Андрианов: После 16 лет обсуждений 31 декабря 2014 года был подписан Федеральный закон N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Очевидно, что этот закон должен носить не исключительно рамочный, а инструментальный характер, должен стать действенным организационно-правовым инструментом модернизации, реиндустриализации и новой индустриализации России и устойчивого динамичного развития российской промышленности. К сожалению, закон был принят без содержания в нем ключевой статьи - "Механизм реализации промышленной политики", в которой должны быть прописаны конкретные экономические меры поддержки. Таким образом, раз в законе нет механизма реализации промышленной политики, фактически не определена сфера ответственности за невыполнение закона. Закон лишен важной смысловой функции - он не вменяет в обязанность ни одному органу исполнительной власти практическую реализацию мер по поддержке промышленности. При этом большая часть мер, содержащихся в документе, прописана с приставкой "могут оказываться". То есть даже тот незначительный объем мер, который принят, не вменен в обязанность соответствующим органам правительства, а носит лишь рекомендательный характер. Вместе с тем некоторые прописанные в законе меры поддержки промышленности не выполняются, так как они не согласуются с прочими законодательными актами (к примеру, предоставление предусмотренных законом налоговых каникул для промышленных стартапов требует изменений хотя бы в Налоговом кодексе). Поэтому необходимо внести изменения в Бюджетный, Налоговый, Гражданский и др. кодексы, а также ряд федеральных законов, объект регулирования которых затрагивает в том числе и сферу промышленной деятельности (ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном банке РФ", закон о внешнеторговой деятельности, ФЗ "О естественных монополиях" и др.). Одновременно следует разработать и принять Федеральный закон в связи с принятием Закона о промполитике, который также должен стать законом прямого действия.

Легкую промышленность выведут на новый уровень

Привлекать инвестиции в промышленность становится все сложнее. За счет каких ресурсов можно модернизировать производства или строить новые предприятия?

Константин Андрианов: Основным инвестором хотя бы на первых порах должно стать государство. И необходимые финансовые ресурсы для этого есть. Свыше 5,5 трлн руб. Резервного фонда и около 5 трлн руб. Фонда национального благосостояния. Кроме того, еще почти 1,4 трлн ожидаемых дополнительных доходов от повышения НДПИ. Даже в наше непростое время в стране при желании можно найти ресурсы антикризисного развития.

Что необходимо сделать, чтобы использовать государственные деньги для инвестирования в промышленность?

Константин Андрианов: По антикризисному плану еще не было принято никаких законодательных инициатив. Поэтому мы еще можем изменить структуру его сметы расходов. На поддержку реального сектора через импортозамещение выделено только 4 млрд руб., тогда как на поддержку банков 1,75 трлн. Путем расчетов несложно получить показатель - на докапитализацию банков направляется 76% всех средств антикризисного плана, в то время как на импортозамещение в неторгуемых секторах - всего 0,17%. Вот и ответ на этот вопрос. Из 2,3 трлн руб. в антикризисном плане правительства на поддержку важнейших секторов экономики, а именно: промышленности и АПК, предусмотрено лишь 20 и 50 млрд руб. соответственно. Этого крайне мало для решения необходимых задач развития российской экономики, главной из которых является обеспечение ускоренного импортозамещения.

На поддержку российского автопрома направят 25 миллиардов рублей

Возможно, это связано с тем, что похожий антикризисный механизм использовался в 2008 году. Тогда страна быстро вышла из кризиса, поэтому сегодня наибольшее одобрение получают те меры, которые хорошо себя зарекомендовали семь лет назад.

Константин Андрианов: Да, и сегодня, и тогда "сердцевиной" антикризисной программы стала помощь банкам. Единственное отличие в том, что в 2008 году речь шла о поддержке тройки системообразующих банков, а в варианте-2015 мы видим более 10 банков, которым решено оказать помощь. Но я бы не сказал, что именно помощь банковскому сектору в стратегии 2008 года сыграла решающую роль. На рубеже 2008-2009 годов не было такого количества внешних шоков, с которыми сталкивается российская экономика сегодня. Не было такого продолжительного падения цен на нефть, не было антироссийских санкций и антироссийской информационной войны, России не был перекрыт кислород на международных рынках капитала, ни кредитного, ни инвестиционного. Поэтому продолжительность периода максимальной амплитуды кризисной волны была значительно короче. Буквально за полгода, к середине 2009 года, мировой рынок нефти стабилизировался, цена барреля вернулась в комфортные для российской бюджетной системы значения. Сейчас же мы наблюдаем более длинную кризисную волну, и это должно отражаться на выборе антикризисных механизмов поддержки.

Антон Силуанов: Рубль стал одной из крепких валют

Какие меры кажутся вам наиболее востребованными сегодня?

Константин Андрианов: Повышение монетизации экономики России с нынешних 47% до необходимых 100% для поддержания хотя бы простого воспроизводства; установление ЦБ РФ ставки, не выше средней нормы прибыли в инвестиционном комплексе экономики за вычетом 2-3% банковской маржи; принятие мер по стабилизации и поддержанию стабильности валютного рынка и валютного курса рубля; введение налога на вывоз капитала; переход к политике форсированных инвестиций, с ежегодным их увеличением на 8-10%. Также необходима ускоренная реализация программы импортозамещения.

У нас сейчас все финансирование проходит через банки. То есть государство выделяет деньги банкам, которые уже в свою очередь должны предоставлять кредиты предприятиям по доступным ставкам. Но этого, как правило, не происходит. Поэтому необходимо обеспечить целевое использование кредитов на развитие производства посредством ужесточения норм банковского надзора; ввести запрет на пересмотр в одностороннем порядке условий кредитных договоров; прописать перечень стратегических предприятий, для которых кредиты рефинансируются на льготных условиях.

Промышленность Легковые авто