31.03.2015 00:42
Авто

Эксперты: Запрет на госзакупки импортной техники оздоровит рынок

Российские производители специальной и строительной техники получили преимущества
Текст:  Евгений Барановский
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №66 (6637)
Российское правительство не так давно ввело запрет на госзакупки импортной машиностроительной продукции. Под запрет попали 55 видов техники, которые включают в себя большую часть строительной и специальной. По мнению экспертов, это решение поможет отечественным и локализированным производителям "перетащить одеяло" на свою сторону.
Читать на сайте RG.RU
Кабмин выделил более 10 миллиардов рублей на закупки автотехники

Полностью завладеть рынком предприятиям, производящим спецтехнику на территории России, вряд ли удастся. "Доля госзакупок в общем объеме рынка составляет от 10 до 30%. Но, учитывая, что довольно большое количество иностранных производителей уже разместили или скоро разместят производственные площадки в России, этот запрет существенным образом не повлияет на расстановку сил", - считает Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России. Здесь также нужно учитывать, что полноценным российским считается производство с долей локализации не менее 50%, а сегодня практически никто из иностранных производителей не обладает такой степенью.

Несмотря на небольшую долю госзакупок в общем объеме рынка, распределение сил может скорректироваться в пользу отечественных производителей, во всяком случае, они прилагают к этому все усилия. "Запрет на госзакупку импортной техники может в некоторой степени повлиять на изменение соотношения в пользу отечественной и локализованной техники, особенно в комплексе с экономическими факторами. Но есть некоторые трудности с реализацией постановления, - считает гендиректор компании "РМ - Терекс" Кристиан Кремер, - так, в документ включены далеко не все востребованные рынком позиции".

Кроме того, запрет можно обойти. "Многие организации используют обходные пути - берут технику в аренду или заключают договор на подряд с частной компанией", - поясняет директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед.

Минпромторг: Локализация останется пропуском на российский авторынок

Напомним, что запрет не распространяется на производителей из стран - членов ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан). Но эксперты не рассчитывают на наплыв специальной и строительной техники из этих стран. "В границах ЕАЭС (за исключением Белоруссии) нет развитого производства стройтехники. Что же касается Белоруссии, в некоторых сегментах ее производители имеют значительную долю на российском рынке, - объяснил Кристиан Кремер. - В Белоруссии есть несколько производителей экскаваторов и бульдозеров, но объем выпуска небольшой, и продажи ограничиваются внутренним рынком. Наиболее крупные производители стройтехники поставляют ее на российский рынок. Также идут в Россию как мало востребованные продукты (погрузчик с бортовым поворотом, телескопические и вилочные погрузчики), так и традиционно пользующиеся спросом фронтальные погрузчики. Говорить о конкуренции белорусских производителей с российскими можно только с большой натяжкой. В тех сегментах, где отечественные производители имеют сильные позиции, техника из Белоруссии не представлена. И наоборот".

"Главное преимущество отечественной техники - это привлекательная цена. Импортная же делается с упором на качество продукции и экономию при эксплуатации, - говорит Дмитрий Швед. - И в среднесрочной перспективе совокупная стоимость владения европейским грузовиком, вероятно, будет ниже благодаря высокой надежности, экономичности и более выгодной стоимости на вторичном рынке".

Но пока преимущества на стороне отечественной продукции. "Во-первых, импортная техника значительно дороже, и во время сложной экономической обстановки потребитель выбирает машины среднего и низкого ценового сегментов. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля стоимость покупки и содержания импортной техники значительно увеличивается. Многие покупатели, вероятно, предпочтут российские аналоги. В-третьих, постановление о запрете госзакупок импортной техники также немного снизит ее долю на российском рынке. Таким образом, в большей степени пострадают такие сегменты, как гусеничные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом. В меньшей степени спрос изменится на рынках автогрейдеров, автокранов и колесных экскаваторов", - пояснил Кристиан Кремер.

Однако укрепиться на падающем рынке - задача не из простых. В этом году эксперты ожидают снижение спроса на строительную и специальную технику. "По нашим прогнозам, падение составит от 20 до 50%. Мы полагаем, что все основные сегменты рынка специальной и строительной техники покажут приблизительно одинаковое падение", - говорит Сергей Харитонов.

Автокредиты размером до 700 тысяч рублей станут льготными

Ну а изменения географии потребления специальной и строительной техники внутри страны в ближайшее время не произойдет, ведь основные потребители пока остались на тех же местах, несмотря на снижение девелоперской активности. "Многие крупные девелоперские проекты действительно "замораживаются", поскольку высокая степень экономической и внешнеполитической неопределенности вынуждает инвесторов перестраховываться и сокращать затраты, - рассказали в компании "Скания-Русь". - Однако расходы на поддержание стройплощадки в пределах двух столиц довольно велики, соответственно, многие девелоперы могут принять решение продолжить строительство и не "замораживать" объект. Да и в масштабах страны остается достаточно много проектов федерального и местного значения, сворачивание которых нецелесообразно или невозможно. Помимо этого есть нужды промышленности, у которой есть спрос на карьерные самосвалы для работы в тяжелых условиях, а также специальную и строительную технику".

Сейчас главная задача производителей специальной и строительной техники - не только занять место импорта, но и закрепиться на рынке. "Если вспомнить кризис 2008-2009 годов, можно заметить, что почти во всех сегментах при общем падении рынка выросла доля российских производителей. И это произошло как бы автоматически, - говорит Кристиан Кремер. - Продажи упали у всех, но у иностранных компаний более ощутимо. Другой вопрос, что отечественные производители не смогли должным образом воспользоваться сложившейся ситуацией для укрепления своих позиций на рынке, и уже в следующем году откатились назад. Сейчас, в сложных экономических условиях, у российских производителей есть хороший шанс заявить о себе, но это требует серьезной комплексной работы по многим направлениям. Речь идет обо всех сегментах, в которых российские компании имеют компетенции. Это экскаваторы, прежде всего колесные, экскаваторы-погрузчики, башенные краны, бульдозеры. И, конечно, появляется возможность упрочить лидерство отечественных производителей в сегменте автогрейдеров и автокранов".

Легковые авто Правительство