20.05.2015 22:00
Культура

Джордж Клуни: Я - несостоявшийся изобретатель

Джордж Клуни - о фильме "Земля будущего", который сегодня выходит в прокат
Текст:  Марина Очаковская
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (6678)
Мало у кого из киноактеров между экранными образами и собственной личностью такой небольшой разрыв.
Читать на сайте RG.RU
Американский актер Джордж Клуни

Говорят, что еще Кери Грант был по жизни таким же обаятельным, говорят, что Боб Хоуп был остроумнейшим человеком, но оба они - титаны прошлого. А Джордж Клуни - вот он: мечется между светскими тусовками и Дарфуром, между покупкой особняка на берегу Темзы и лагерем беженцев. Плейбой, красавец - не зря же тысячи бракоспособных девиц горько вздохнули, узнав о его женитьбе. Самые драматические роли он умеет оттенить легкой обаятельной иронией. И в разговоре точно такой же: стремится подо все подвести серьезную базу, но оправляет ее в изящную рамку легкой усмешки.

Я встретилась с ним в связи с выходом на экраны фантастического фильма "Земля будущего".

Каннский фестиваль заговорил о времени - неумолимом и неотвратимом

Джордж, сперва "Гравитация", теперь "Земля будущего"... Вы всерьез увлеклись фантастикой?

Джордж Клуни: Чистая случайность! Жестокая судьба актера, который не может планировать будущее, а вынужден брать, что ему предлагают (улыбается). Хорошо еще, что у этих двух картин, кроме жанра, нет ничего общего. "Гравитация" - это техника плюс психология, а "Земля будущего" это... в одной фразе я, пожалуй, не сумею определить.

Определите в двух, хоть и в трех.

Джордж Клуни: С одной стороны, это утопия. Чистый Жюль Верн: где-то есть место, где уже реализовано счастье. Там живут только творческие люди, которые осуществляют свою мечту. Там нет места политике, закулисным играм, напрочь отсутствуют интриги, и поэтому талантливые изобретатели без помех могут улучшать жизнь. Единственное, что от них требуется: не быть паразитом и действительно ежедневно работать над улучшением жизни. Очень красивое место: небо голубое, воздух чистый, люди привлекательны, здания захватывающие, машины - вообще, сказка.

В Канне появился еще один претендент на звание худшего фильма

И где же ложка дегтя?

Джордж Клуни: Вот! Есть, оказывается, место и для нее. Она там, где проверяют пропуска в эту землю: вход открыт не всем, а только талантам. А кто определит, талантлив ты или нет? На этом крючке и висят приключения героев.

Что больше привлекло актера Джорджа Клуни: утопия или приключения?

Джордж Клуни: После того, как мне стукнул полтинник, я решил отказаться от работы в приключенческих картинах: в этом возрасте уже не ты бьешь, а тебя бьют. Кому охота, чтобы зрители при виде вчерашнего любимца вспоминали: здорово ему настукали в последней ленте! Так ведь всех поклонниц можно растерять. Есть, конечно, у нас парни пенсионного возраста, обвешанные мускулами, которые до сих пор колотят мужчин среднего возраста, но я к ним точно не отношусь. В общем, когда мне позвонили Бред Бирд и Дэмон Линделоф (режиссер и сценарист - М.О.), то я воспринял их предложение достаточно кисло. Они, однако, эту кислоту уловить не захотели и прислали сценарий, а когда я его прочел, то понял: это подарок судьбы. У моего героя Фрэнка Уолкера такой набор черт характера и комплексов, который почти идеально совпадает с моим, а мир будущего почти идеально совпадает с моим видением такого мира. Понятно, что я с восторгом согласился.

У победительного Клуни и закомплексованного Уолкера много общего?! С трудом верится.

Кейт Бланшет назвали основной претенденткой на главный приз в Канне

Джордж Клуни: А вы уж поверьте, поверьте. Во-первых, да будет вам известно, я - несостоявшийся изобретатель. Как Фрэнк. А что вы улыбаетесь? Я в детстве смастерил такую цветную светогирлянду вокруг динамика, которая включалась и выключалась хлопком ладони. Помните, какие тогда танцы были - с прихлопами? Танцуешь - раз! - включилось, танцуем в световых пятнах, хлоп! - танцуем в темноте. Потом робота сделал - простенького, но очень симпатичного. А потом в голове что-то щелкнуло - и пошел в актеры. И маленькая язвочка в душе осталась - вдруг мог бы стать вторым Эдисоном. И болезням мира мы с Фрэнком одинаково ужасаемся. Вот только он запирается от них, а я так не могу. Там где он ужасается телевизионной картинке, я беру билет на самолет и лечу туда. Африка, Сирия, Гаити - если уж бог дал такую судьбу, что тебя узнают и слушают, то грех не использовать эту ситуацию для добра. А поскольку эта картина даже не о том, сколь прекрасна цель, к которой устремляются герои, а о тяжелой дороге к этой цели, то не только герой, но сама идея мне близка.

Вы полагаете, что, преодолев тяжелую дорогу, человечество действительно окажется в блистающем завтра? Мы ведь столько раз слышали о том, что стоит немного потерпеть, и все будет замечательно.

Джордж Клуни: Терпеть иногда полезно, терпеливые люди, как правило, выигрывают, вот только: ожидает ли нас в конце пути такой уж блеск и такое уж счастье без конца - сомневаюсь. О чем мечталось полвека назад? Вот, мол, электроника развивается неслыханными темпами, роботы скоро заменят людей, у всех появится время, чтобы поднять себя духовно... А что получилось?

Замечательный русский писатель Илья Ильф в 20-е годы написал: "В фантастических романах главное - это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет".

Джордж Клуни: Абсолютно точно! Кто мог в дурном сне представить, что мечта технических романтиков: компьютерная сеть - будет использоваться для шантажа, как это произошло, когда хакеры взломали систему киностудии "Сони"? Кто мог представить, что выросшие в свободном мире люди испугаются шантажистов и начнут отказываться от своих неотъемлемых прав на свободу слова. И роботы давно трудятся на заводах, но общество духовнее не стало. Поэтому мечта и остается мечтой, хотя без нее и нельзя.

Может, в следующей картине вам удастся подсказать, как на самом деле нужно строить счастье.

В Москве пройдет Фестиваль венгерского кино

Джордж Клуни: Ох, боюсь, что с этим будет сложновато. Следующая картина "Аве, Цезарь" - комедия о нравах Голливуда. Вряд ли это та географическая точка, где царит бесконечное счастье.

То есть, сделав несколько шагов в сторону научной фантастики, вы, в конце концов, возвращаетесь к любимому жанру комедии?

Джордж Клуни: Я возвращаюсь к своему любимому жанру умной комедии. Я учился комедии у таких титанов как братья Коэны, Дэвид Рассел и Стивен Содерберг, так что меня на дешевку не соблазнишь.

Что значит - на дешевку? На комедию положений?

Джордж Клуни: Нет-нет, я не о жанре, я - о качестве юмора, о том, что самый немыслимый гэг должен быть достоверен. Когда я снимался у братьев Коэнов в картине "О, где же ты, брат?", то играл натурального идиота, и в одной из сцен решил выразить идиотию героя физически. Но был остановлен Этаном Коэном, и было мне объяснено, что да: мой герой, конечно, дурак, но его подельники - еще глупее, и поэтому рядом с ними он - умник, а посему нечего хлопотать лицом. И Дэвид Рассел мне объяснил, что мой Оушен - лидер, потому что внутренне он сильнее любого из своей команды, и не надо показывать и доказывать свое лидерство какими-то специальными жестами или гримасами. А в "Невыносимой жестокости" Джоэль Коэн, наоборот, велел не сдерживать себя в игре лицом, потому что... в общем, потому что именно этого требовал образ. Вот такая комедия мне по душе, и надеюсь, что "Аве, Цезарь" тоже отнесется к ее ряду.

Вы собираетесь в ближайшее время что-то ставить?

Джордж Клуни: Только если мой друг Грант Хеслов (продюсер и сценарист, среди работ которого "Арго", "Мартовские Иды", "Охотники за сокровищами", лауреат "Оскара" - М.О.) найдет что-нибудь захватывающе. Он гораздо интеллигентнее меня, и без него я ни на что не решусь (говорит совершенно серьезно, и лишь уголок рта предательски подрагивает).

Мировое кино