Больше доверия - больше пассажиров
Евгений Федорович, департамент транспорта уверяет, что в последние годы в Москве растет пассажиропоток на наземном транспорте. Это так?
Евгений Михайлов: Да, мы смогли переломить тенденцию. Довольно долгое время наземный транспорт терял свою привлекательность в глазах москвичей и все меньше горожан пользовались им. Но вот уже третий год в городе наблюдается хороший устойчивый рост - ежегодно примерно на 5-6%. К началу июня этого года автобусами, троллейбусами и трамваями перевезено 747 млн пассажиров. Причем за последние два года на 25% стало больше платных пассажиров. Это очень хороший результат! Объясняется он двумя факторами. Во-первых, после ввода нового тарифного меню стало удобнее покупать билеты и пользоваться ими. Во-вторых, стало меньше "зайцев". Это во многом заслуга контролеров, которые изымают у детей и внуков социальные карты их родителей и бабушек. Ну и сам транспорт стал быстрее, современнее, чище, безопаснее. Если в 2009-2010 гг. происходило по 1,3 ДТП на миллион км, то в прошлом - 0,7, то есть вдвое меньше. Поэтому и доверие у москвичей теперь к наземному транспорту стало больше.
Он окупает себя?
Евгений Михайлов: Такой цели правительство Москвы и не ставит. Наша главная задача - чтобы город жил без сбоев в движении. Платные пассажиры приносят "Мосгортрансу" 30% доходов, еще примерно 30-40% - предприятие получает из бюджета города плату за перевозку льготников, остальные 30% - бюджет дает ему в виде субсидий. Но субсидии год от года становятся меньше благодаря оптимизации подвижного состава. Нам важно, чтобы не автобусов было много, а чтобы 9 из каждых 10 машин в любой момент могли выехать на линию.
Отказываться от турникетов рано
Много вопросов от читателей "РГ" про турникеты. Спрашивают, снимите ли вы их наконец-то?
Евгений Михайлов: Турникеты - не наше ноу-хау и вводятся они не от хорошей жизни. Например, в Бразилии все до единого автобусы приходят с турникетами прямо с завода. И Латинская Америка так работает. Ну, а мы, как только снимаем турникеты, так сразу же количество "зайцев" увеличивается на 15-20%. К примеру, отключили турникеты на трамвае N 17 и во всех новых трамваях УВЗ-PESA (они четырехдверные, почти 30-метровой длины - ну как в таком вагоне делать вход в одну дверь?) и потеряли доход. Что интересно: стало больше не только безбилетников. Даже льготники, имеющие право на безбилетный проезд, почему-то когда нет турникетов, перестают доставать социальную карту и отмечать ее валидатором. В итоге город за их перевозку не платит "Мосгортрансу".
Много теряете на этом?
Евгений Михайлов: Несколько миллиардов рублей в год. Сейчас не платят 15%, а уберем турникеты - завтра не заплатят и остальные. Мы не можем на это пойти.
Меня зовут Виктор. Часто вижу, как автобусы ходят по 2, по 4. А потом - огромный перерыв. Затем опять несколько сразу. Чем занимаются диспетчеры, какой смысл внедрения спутникового слежения за транспортом?
Евгений Михайлов: Хороший вопрос. С конечной станции автобусы выходят по расписанию. Но по дороге возникают пробки, и тот автобус, который шел сзади, догоняет впереди идущий. Дальше они едут вместе до конечной, где снова выравнивают интервал. Чтобы этого не происходило, мы переводим весь транспорт на ГЛОНАСС-диспетчеризацию. Чтобы управлять автобусами в реальном времени не только на конечных остановках, но и на всем маршруте. Под это управление уже переведено порядка 80-85% маршрутов. Думаю, что примерно к 15-20 июля, если все будет нормально, мы закончим перевод и остальных. Это позволит нам снять данную проблему. Сейчас она во многом уже купирована - даже в час "пик" такие скопления редко увидишь. Кроме того, разрабатываем сервис, благодаря которому водитель будет видеть на своем мониторе примерное время пути до автобусов аналогичных маршрутов и сможет сам регулировать интервал между машинами: чуть подольше постоять на остановке, или наоборот, где-то немного ускорить движение.
Аналогичный вопрос по трамваям: почему не соблюдает график 17-й маршрут? Его часто нет по 20 минут, народу на остановках скапливается тьма...
Евгений Михайлов: График трамваев - отдельная проблема. Где-то задерживает их движение фаза светофоров, где-то - пути, совмещенные с проезжей частью. Но чаще всего - выезд на трамвайные пути постороннего транспорта. На предупреждение этого направлена большая программа по обособлению трамвайных путей и дано поручение мэра Москвы сделать это везде, где возможно. Но быстро не получится. Нужны проектные решения и согласования. Где-то необходимо поставить просто столбики, где-то и бордюр, и забор. В любом случае, в течение трех лет мы должны обособить все важные участки. Пока из 417 км в однопутном исчислении сделано примерно 60 км. В этом году доделаем Русаковскую улицу, может быть, выйдем на улицу Свободы.
Одновременно пытаемся договориться с одной компанией о пилотном проекте по приоритетам проезда перекрестка. Чтобы на светофоре автоматически происходило или удлинение фазы, когда к перекрестку подъезжает трамвай, либо для него автоматически включался зеленый свет.
Табло, кондиционер и Интернет
Когда на каждой остановке появятся электронные табло, как в метро, по которым видно, сколько минут осталось до прихода автобуса?
Евгений Михайлов: У нас уже 400 табло работает - это больше, чем в метрополитене, где 185 станций. Еще 100 установлено, порядка 100 закупается, еще более 60 скоро установим в Зеленограде. Ставить такое табло на каждую из 10 тыс. остановок слишком дорого. Тем более что следить за расписанием можно и по другим сервисам. Наш транспорт, например, можно увидеть на мобильных устройствах, в приложении "Яндекса". Мы проделали огромную работу, чтобы эти данные корректно формировались, чтобы все 100% автобусов, троллейбусов и трамваев выходили на линии с работающим навигационным оборудованием, чтобы можно было передавать информацию об их местонахождении, в том числе и пассажирам.
"Горячая линия" с Евгением МихайловымНасколько точно работают эти табло?
Евгений Михайлов: Прогнозируют ситуацию достаточно точно, каждые 30 секунд обновляют информацию. Если происходят сбои, стараемся их оперативно устранять.
Еще вопрос читательницы. "В воскресенье я ехала на 24-м автобусе. Была такая жара, что градусник в салоне показывал +32 градуса. Стали просить водителя включить кондиционер, он сказал, что не работает. Но разве можно такие автобусы выпускать на линию? Любовь".
Евгений Михайлов: Мы требуем, чтобы весь транспорт выходил на линию только с исправными кондиционерами. За это установлена персональная ответственность руководителей парков. Если где-то кондиционер не работает, надо жаловаться. Можно на "горячую линию", а можно - в единый контакт-центр всего московского транспорта, а не только "Мосгортранса". Короткий номер: 3210 с мобильного. Или 8 495 539-54-54 с городского телефона. Правда, если кондиционер вышел из строя в пути, то машина должна доработать смену и лишь ночью она отправится на ремонт кондиционера.
А wi-fi когда на наземном транспорте появится? Обещали запустить и на остановках, и в автобусах.
Евгений Михайлов: 108 остановок уже подключены к беспроводному Интернету - идет тестирование. Всего в этом году подключим wi-fi на 450 остановках, и в центре, и на окраинах. Для нас это важно - доступ в Интернет скрашивает ожидание на остановке, и значит, у пассажиров время летит быстрее. Проходят последние согласования документации на проведение конкурса по оснащению подвижного состава wi-fi.
Автоматы по продаже билетов тоже обещали поставить...
Евгений Михайлов: На прошлой неделе второй раз объявили конкурс. Первый раз, когда его условия опубликовали, никто не вышел, поставщики испугались скачков курсов валют. Сейчас есть сразу несколько желающих. Автоматы появятся на 75 остановках. Они будут принимать, в том числе и банковские, карты.
Оптимальный маршрут
"По Ленинградскому шоссе буквально каждые две минуты ходит пустой полуэкспресс N 905. Почему бы ему не добавить остановок в мкр-н Ленино или Выборгская, там всегда много людей, а троллейбусы ходят плохо. Раиса Ларская".
Евгений Михайлов: И правильно, что полупустые идут. Пусть автомобилисты понимают, что тратят зря время на стояние в пробках, хотя могли бы быстро ехать по выделенной полосе в полупустом автобусе. Так что у них есть очень привлекательный выбор! Насчет добавления остановок - посмотрим, такая практика есть. Но на то он и полуэкспресс, что позволяет горожанам с конечной станции максимально быстро добраться до центра.
Появятся ли новые полуэкспрессные маршруты?
Евгений Михайлов: В настоящее время на многих вылетных магистралях идет реконструкция, появляются новые выделенные полосы. Одна из них должна появиться в скором времени на Варшавском шоссе и тогда мы запустим полуэкспресс до Щербинки. Причем будет два варианта маршрута - один до станции метро "Ул. Академика Янгеля", второй - до станции метро "Калужская". Надеюсь, что это произойдет в этом году.
А популярные блогеры пишут: "Мосгортранс" пускает деньги на ветер, в их автобусах никто не ездит". Вы читаете эти отзывы?
Евгений Михайлов: Периодически. К сожалению, блогеры, которые пишут по сути вопроса, с пониманием дела, скучны для большинства читателей. В топы чаще выходит пена, которая пишет, лишь бы что-то написать. Конструктива в их сообщениях чаще всего, к сожалению, нет.
Другое дело - площадка "Активного гражданина". В прошлом году там мы обсуждали новые маршруты. Обнаружилось огромное количество активных людей, которые в блогах бурно обсуждают маршруты, дискутируют, делятся идеями. После этого в Москве появилось 9 новых маршрутов, а у нас - общественный совет из активных людей, среди которых нет ни одного известного блогера, депутата или актера, зато есть обычные люди. Один выпускник школы, сотрудник метрополитена, работники пассажирской компании...Вот с ними мы иногда сильно спорим, но я им очень благодарен. Ведь они работают на общественных началах, тратят свое время и раз в месяц по итогам обсуждений предлагают некий пакет изменений по маршрутам. К ним мы действительно прислушиваемся.
В какой стадии находится глобальная оптимизация маршрутной сети, которую город затеял несколько лет назад?
Евгений Михайлов: Эта работа идет непрерывно. Город живет и развивается. Например, появились многофункциональные центры, укрупняются поликлиники. К таким точкам притяжения увеличивается пассажиропоток, и к нам начинают поступать запросы от префектур, департаментов, самих МФЦ. Мы начинаем прорабатывать возможность корректировки маршрутов, смотрим геометрию трассы, наличие инфраструктуры для разворота или организовываем новый маршрут. Дальше идут согласования с префектурой, ГИБДД, и, наконец, департамент транспорта принимает окончательное решение.
Москва переходит на новую транспортную модель, частные перевозчики будут работать по городским правилам. Не боитесь конкурентов?
Евгений Михайлов: Это не совсем конкуренты - перед конкурсами город проанализировал все маршруты - и наши, и частников, убрали дублирование и разыграли те, на которых мы не работаем. Мы не участники реформы, но внимательно за ней следим.
У "Мосгортранса" тоже есть маршрутки, они живы?
Евгений Михайлов: Давно, лет пять назад, мы купили порядка 600 маршрутных такси, - автобусы малой вместимости. Но опыт оказался не очень удачным - их купили для конкуренции с частными перевозчиками. Город отказывается от маршруток, мы доказали, что они нужны для слаборазвитых городов. В подобных автобусах малое количество мест, они только усиливают напряженность на дорогах города.
Вы наверняка интересуетесь дорожной ситуацией в других городах и странах. Где, по вашему мнению, система общественного транспорта близка к идеальной?
Евгений Михайлов: Везде есть свои плюсы и минусы. Пожалуй, очень добротная транспортная модель - организация движения в Берлине, центральных частях Парижа, Лондона. В Мюнхене хорошо сделано, но масштаб не наш, конечно. Если же говорить о проезде с одного конца города до другого, то в этом плане Москва даст фору любому городу, наша транспортная схема гораздо эффективнее. Мы привыкли все время себя только ругать, это неправильно. Наша билетная система, которую мы запустили 3 года назад, рассматривается Международным союзом общественного транспорта как одна из лучших билетных систем. И с точки зрения успешного запуска, и по популярности, и по перспективам развития. Нам уже есть чем гордиться.
Евгений Михайлов. 42 года. Окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М. Губкина. Работал на предприятиях государственного и негосударственного сектора экономики. С 2003 года работал в министерстве экономического развития и торговли РФ замруководителя департамента реструктуризации естественных монополий и замдиректором департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ.
С февраля 2012 года - первый замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. 1 октября 2013 года распоряжением мэра столицы назначен гендиректором ГУП "Мосгортранс".