01.05.2016 15:55
Кинократия

В России показали фильм Линдхольма о датском контингенте в Афганистане

Текст:  Юлия Авакова
Со своей новой работой, художественным фильмом "Война" (Krigen) датский сценарист и кинорежиссер Тобиас Линдхольм вышел на новый для себя уровень. Его многолетняя сценаристская деятельность - в проектах талантливого соотечественника Томаса Винтерберга ("Субмарино", "Охота", "Коммуна"), в амбициозных многосерийных телесериалах ("Правительство" и "Обман"), - а также ранее предпринятые попытки в области режиссуры ("Заключенный R" и "Заложники") должны были дать положительный результат. И он не заставил себя ждать: вхождение фильма в шорт-лист "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" - тому подтверждение.
Читать на сайте RG.RU
"Моя земля": конец Второй мировой глазами датчан

Решив снимать фильм о войне, Линдхольм ступил на шаткую тропу. Выбрав событие недавнего прошлого, в котором Дания выступила не как одна из противоборствующих сторон, а как член НАТО, направивший в рамках миротворческой миссии свой контингент в Афганистан, он практически выбил почву у себя из-под ног. А сконцентрировав повествование не на посттравматическом синдроме и особенностях приспособления бывшего военного к гражданской жизни (как это было сделано Сюзанне Бир в "Братьях" в 2004-м году), он первым задал неловкий вопрос, напрашивающийся уже много лет. Вопрос о том, что представляют пресловутые демократические ценности, защита которых по всему миру, вдали от собственных границ может требовать в качестве отступного кровавый урожай. За них приходится не только умирать (это все-таки вопрос личного подвига), но и быть готовым пожертвовать своими подчиненными - самыми близкими людьми на войне.

С такой нерешаемой задачей приходится сталкиваться отцу троих детей и любящему мужу Клаусу Микаэлю Петерсену (роль которого убедительно исполняет Пилу Асбек), а потом и составу суда, задача которого - установление истины по уголовному делу о нарушении Петерсеном норм международного гуманитарного права и правил и обычаев ведения военных действий. В рамках одного из рейдов в афганскую деревню, находящуюся неподалеку от месторасположения военной части, отряд под руководством Петерсена, недавно лишившийся бойца, попадает под обстрел, по всем признакам осуществляемый силами радикалов. Пытаясь спасти своего раненого сослуживца и вывести военных из окружения, начальник требует поддержки с воздуха и сообщает в штаб о том, что видит противника на участке номер 6. По окончании операции оказывается, что при обезвреживании угрозы погибли 11 человек, среди которых были дети.

Творчество Ларса фон Триера как элемент самоубийства

Так начинается личная война датского солдата - война с собственными моральными принципами, совестью, преследующими кошмарами, своим бессилием и кажущейся невозможностью продолжать семейную жизнь как ни в чем не бывало. Война с правосудием оказывается определяющей, наиболее изматывающей и несправедливой, так как ее правила, подобно оценке исторических событий минувших дней, имеют утиный нос.

С одной стороны, командующий обязан обеспечивать безопасность подчиненных, с другой - защищать местное население от экстремистов, с третьей - четко отграничивать мирных жителей от повстанцев, желательно - без применения военной силы. И все это - одновременно и в равных пропорциях. Права очень быстро переквалифицируются в обязанности, а пресловутое многообразие - в предписанную законом мозаичность, выстраиваемую по каким-то магическим правилам. И тот, кто попадает в лабиринт этой казуистики, начинает чувствовать себя не полноправной стороной разбирательства, а лишь марионеткой в руках других, когда все прекраснодушные правила каждым своим амбивалентным словом обращаются в ранящие кинжалы.

4.0

Рецензии