26.08.2016 16:44
Авто

Какие автокресла спасут ребенка и водителя от неприятностей

Текст:  Андрей Полухин
ГИБДД начала в регионах серию рейдов по соблюдению правил перевозки детей в автомобилях, а минпромторг РФ разрабатывает меры по защите рынка детских удерживающих устройств от недоброкачественной продукции. Этот вопрос стал особенно актуальным в связи с началом учебного года, когда спрос на детские кресла вырастает в разы. Разобраться в том, как выбрать и установить в машине необходимый аксессуар, чтобы избежать неприятностей при ДТП и проверке автоинспектора, "РГ" помогли эксперты "Русского автомотоклуба" (РАМК).
Читать на сайте RG.RU

Кому это нужно

По требованиям законодательства пассажир, которому не исполнилось 12 лет, должен быть не просто пристегнут ремнем безопасности, но и зафиксирован с помощью детских удерживающих устройств, соответствующих его весу и росту, или других средств, позволяющих надежно пристегнуть ребенка. Что эти требования означают на практике?

В России 90% детских автомобильных кресел оказались небезопасными

1. На переднем сиденье автомобиля ребенка до 12 лет нужно перевозить в автокресле, закрепленном штатными ремнями. В этом случае подушка безопасности должна быть деактивирована.

2. На заднем сиденье ребенок перевозится либо в автокресле, либо без него, но в последнем случае необходимо наличие дополнительных устройств: адаптера, который сделает ремень безопасности подходящим для ребенка, или бустера - специального кресла без спинки, приподнимающего маленького пассажира на один уровень со взрослыми.

Исключение из правил делается для детей младше 12 лет, но достигших роста в полтора метра. На них распространяются правила перевозки взрослых пассажиров (для такой категории "клиентов" модели автокресел просто не предусмотрены).

Что требуется знать

В России вошли в моду советские автомобили

Ответственные родители выбирают модель по результатам… специальных краш-тестов. В России таковые пока практически не проводят, поэтому стоит ориентироваться на зарубежные испытания. Одним из наиболее авторитетных считается тестирование, которое ежегодно организует немецкий клуб автолюбителей ADAC. Эксперты РАМК (как и немецкая организация, он входит в состав крупнейшего сообщества ARC Europe SA), рассказали, что во время краш-теста манекен ребенка подвергают всевозможным испытаниям, проверяя, как ведет себя удерживающее устройство при встречном столкновении, боковых ударах, толчке сзади и резком торможении. Наивысший балл обычно не удается получить ни одной из моделей, так что оценка "очень хорошо" означает, что кресло вполне надежно.

В результате многолетнего тестирования самых разных марок в ADAC рекомендовали следовать нескольким нехитрым правилам. Во-первых, покупать кресло в соответствии с ростом, весом и возрастом ребенка и не брать модель "на вырост". Во-вторых, обращать внимание на наличие боковой и дополнительной защиты для головы. В-третьих, соблюдать правила установки, указанные в схеме и показанные продавцом.

К слову, производители также следят за результатами тестов, а затем либо улучшают свою продукцию, либо отказываются от ее выпуска. Поэтому, уверены в ADAC, стоит сравнить статистику тестирования выбранной модели за несколько лет.

Как правильно купить

Однако хороших результатов краш-теста для выбора недостаточно. Нужно, чтобы модель подходила конкретному ребенку. Итак, кресло, по мнению экспертов, должно соответствовать:

Территориальный коэффициент по ОСАГО пока отменять не будут

1) росту: неправильно, если голова значительно выступает над спинкой, а крепление ремня находится ниже плеча;

2) комплекции: кресло подбирается не только по росту, но и по весу;

3) индивидуальным особенностям:

- есть дети, которые не засыпают днем (для них регулируемая спинка не так актуальна);

- часто приходится ездить зимой (следует учесть объем зимней одежды);

- ребенок очень самостоятельный или гиперактивный (нужно предусмотреть, чтобы маленький пассажир не смог сдвинуть кресло или самостоятельно расстегнуть крепление);

4) параметрам салона:

- габаритные кресла занимают слишком много места;

- некоторые модели требуют длинного ремня в салоне (не в каждом авто такие есть).

Лучший вариант - если один из родителей приедет в магазин за креслом на автомобиле, а второй приведет будущего маленького пассажира. Кроме того, следует попросить продавца показать, как устройство правильно крепится.

И еще: экономным и востребованным вариантом стало приобретение кресла-трансформера, которое меняет свои габариты по мере взросления ребенка.

Где лучше установить

Самой безопасной в машине считают центральную секцию заднего сиденья, но кресло можно установить на любом месте, кроме водительского. Главное - чтобы оно было установлено правильно. Схема подскажет, как действовать: сначала закрепить само кресло ремнями безопасности, затем зафиксировать ребенка ремнями внутри самой модели.

Россияне потратили на новые авто почти триллион рублей

Удобно, когда автомобиль оборудован специальными системами для крепления: европейской Isofix или американской Latch. В этом случае нет опасения запутаться в ремнях и установить кресло ненадежно. Но модели, оснащенные подобными системам, подойдут не всем российским авто, да и стоят они дороже. Более того, в старых машинах вовсе отсутствует ремень безопасности на заднем сиденье. Тут есть два варианта: либо дополнительно оборудовать это место, либо возить ребенка на переднем ряду, где ремень обязательно имеется.

Кресло для самых маленьких пассажиров - до шести месяцев - скорее похоже на люльку, чем на кресло. Оно устанавливается вдоль сиденья, а ребенок располагается перпендикулярно ходу машины. Очень удобно, когда такая люлька является съемной частью коляски. Детей от 6 месяцев до года перевозят в специальном кресле 0+ в полулежачем положении, причем против движения. А те, что постарше, располагаются уже как обычно.

Кстати, некоторые родители полагают, что кресло для ребенка следует покупать тогда, когда он может сидеть самостоятельно, а грудничка лучше перевозить у мамы на руках. Это неверно - даже двухмесячный ребенок должен иметь свое кресло (люльку). Поездка на руках у родителей (даже при пристегнутом ремне) считается нарушением закона и карается штрафом в 3000 рублей. Отметим, что водитель может быть наказан не только за отсутствие автокресла, но и за его неправильную установку.

Легковые авто