Кому это нужно
По требованиям законодательства пассажир, которому не исполнилось 12 лет, должен быть не просто пристегнут ремнем безопасности, но и зафиксирован с помощью детских удерживающих устройств, соответствующих его весу и росту, или других средств, позволяющих надежно пристегнуть ребенка. Что эти требования означают на практике?
1. На переднем сиденье автомобиля ребенка до 12 лет нужно перевозить в автокресле, закрепленном штатными ремнями. В этом случае подушка безопасности должна быть деактивирована.
2. На заднем сиденье ребенок перевозится либо в автокресле, либо без него, но в последнем случае необходимо наличие дополнительных устройств: адаптера, который сделает ремень безопасности подходящим для ребенка, или бустера - специального кресла без спинки, приподнимающего маленького пассажира на один уровень со взрослыми.
Исключение из правил делается для детей младше 12 лет, но достигших роста в полтора метра. На них распространяются правила перевозки взрослых пассажиров (для такой категории "клиентов" модели автокресел просто не предусмотрены).
Что требуется знать
Ответственные родители выбирают модель по результатам… специальных краш-тестов. В России таковые пока практически не проводят, поэтому стоит ориентироваться на зарубежные испытания. Одним из наиболее авторитетных считается тестирование, которое ежегодно организует немецкий клуб автолюбителей ADAC. Эксперты РАМК (как и немецкая организация, он входит в состав крупнейшего сообщества ARC Europe SA), рассказали, что во время краш-теста манекен ребенка подвергают всевозможным испытаниям, проверяя, как ведет себя удерживающее устройство при встречном столкновении, боковых ударах, толчке сзади и резком торможении. Наивысший балл обычно не удается получить ни одной из моделей, так что оценка "очень хорошо" означает, что кресло вполне надежно.
В результате многолетнего тестирования самых разных марок в ADAC рекомендовали следовать нескольким нехитрым правилам. Во-первых, покупать кресло в соответствии с ростом, весом и возрастом ребенка и не брать модель "на вырост". Во-вторых, обращать внимание на наличие боковой и дополнительной защиты для головы. В-третьих, соблюдать правила установки, указанные в схеме и показанные продавцом.
К слову, производители также следят за результатами тестов, а затем либо улучшают свою продукцию, либо отказываются от ее выпуска. Поэтому, уверены в ADAC, стоит сравнить статистику тестирования выбранной модели за несколько лет.
Как правильно купить
Однако хороших результатов краш-теста для выбора недостаточно. Нужно, чтобы модель подходила конкретному ребенку. Итак, кресло, по мнению экспертов, должно соответствовать:
1) росту: неправильно, если голова значительно выступает над спинкой, а крепление ремня находится ниже плеча;
2) комплекции: кресло подбирается не только по росту, но и по весу;
3) индивидуальным особенностям:
- есть дети, которые не засыпают днем (для них регулируемая спинка не так актуальна);
- часто приходится ездить зимой (следует учесть объем зимней одежды);
- ребенок очень самостоятельный или гиперактивный (нужно предусмотреть, чтобы маленький пассажир не смог сдвинуть кресло или самостоятельно расстегнуть крепление);
4) параметрам салона:
- габаритные кресла занимают слишком много места;
- некоторые модели требуют длинного ремня в салоне (не в каждом авто такие есть).
Лучший вариант - если один из родителей приедет в магазин за креслом на автомобиле, а второй приведет будущего маленького пассажира. Кроме того, следует попросить продавца показать, как устройство правильно крепится.
И еще: экономным и востребованным вариантом стало приобретение кресла-трансформера, которое меняет свои габариты по мере взросления ребенка.
Где лучше установить
Самой безопасной в машине считают центральную секцию заднего сиденья, но кресло можно установить на любом месте, кроме водительского. Главное - чтобы оно было установлено правильно. Схема подскажет, как действовать: сначала закрепить само кресло ремнями безопасности, затем зафиксировать ребенка ремнями внутри самой модели.
Удобно, когда автомобиль оборудован специальными системами для крепления: европейской Isofix или американской Latch. В этом случае нет опасения запутаться в ремнях и установить кресло ненадежно. Но модели, оснащенные подобными системам, подойдут не всем российским авто, да и стоят они дороже. Более того, в старых машинах вовсе отсутствует ремень безопасности на заднем сиденье. Тут есть два варианта: либо дополнительно оборудовать это место, либо возить ребенка на переднем ряду, где ремень обязательно имеется.
Кресло для самых маленьких пассажиров - до шести месяцев - скорее похоже на люльку, чем на кресло. Оно устанавливается вдоль сиденья, а ребенок располагается перпендикулярно ходу машины. Очень удобно, когда такая люлька является съемной частью коляски. Детей от 6 месяцев до года перевозят в специальном кресле 0+ в полулежачем положении, причем против движения. А те, что постарше, располагаются уже как обычно.
Кстати, некоторые родители полагают, что кресло для ребенка следует покупать тогда, когда он может сидеть самостоятельно, а грудничка лучше перевозить у мамы на руках. Это неверно - даже двухмесячный ребенок должен иметь свое кресло (люльку). Поездка на руках у родителей (даже при пристегнутом ремне) считается нарушением закона и карается штрафом в 3000 рублей. Отметим, что водитель может быть наказан не только за отсутствие автокресла, но и за его неправильную установку.