Всюду был аншлаг, залы заполнялись до отказа, люди порой ссорились из-за свободных мест, даже членам жюри приходилось отбивать специально выделенные для них кресла у особенно страстных киноманов. При этом следует отметить, что многие из тех, кем набивались доверху площадки, - были пожилыми людьми. Основная же аудитория кинотеатров, делающая кассу, на которую ориентируются продюсеры, была представлена в меньшей степени. Отчасти дело в том, что значительная часть сеансов проходила в будние дни в рабочее время - это тоже повлияло на распределение аудитории.
Но, вероятно, дело не только в этом. Главный приз фестиваля и еще две награды получил фильм, который успел провалиться в прокате, собрав денег в десять раз меньше, чем было потрачено на его производство. Зато на профессиональных смотрах жюри уже присуждало "Коробке" Гран-при. Что говорит о пропасти между зрителем и мэтрами. Режиссер Эдуард Бордуков после получения очередного увесистого трофея со сцены заявил, что вообще-то задумывал сделать кино для молодежи, для широкого проката, а оно вон как получилось. Парадокс: молодежи его детище оказалось не так интересно, а уважаемым заслуженным кинодеятелям оно по нраву.
Из представленных в конкурсной программе Уралкинофеста фильмов (их целых 14) публике очень может понравиться "Хороший мальчик". Не исключено, что ему составит компанию "После тебя" - из-за блистательной игры Безрукова. Что интересно, оба фильма были проигнорированы жюри. Даже несмотря на Хабенского и Безрукова (впрочем, им предпочли действительно достойного - Алексея Гуськова из чудесной "Находки"). "Тряпичный союз", как и ожидалось, вниманием не обошли - Михаил Местецкий получил приз за лучшую режиссуру; то, что фильм найдет массу поклонников, было ясно с самого начала. Особенным открытием стал фильм якутского режиссера Татьяны Эверстовой "Его дочь", который был отмечен не только жюри как лучший фильм-дебютант, но и "Российской газетой", вручившей ей спецприз.
Откровенно слабых картин было действительно не так много. И в целом в фильмах конкурсной программы можно искать и с успехом находить достоинства.
Если резюмировать, можно сказать, что вопрос : "Зачем нужен еще один фестиваль?", который задавался в большой степени риторически об Уралкинофесте, следовало бы перефразировать следующим образом: "Зачем нужны другие фестивали?" Понятно, что зрительское кино - все-таки в основном жанровое, а у нас такового почти нет, если не считать комедии (которые нередко за кино считать не хочется). И, судя по всему, отчасти поэтому российский кинематограф находится на дне таблиц бокс-офиса, погребенный под грудой голливудских фильмов самого разного качества. Не то чтобы и раньше это не было очевидно, просто теперь, когда у нас есть "фестиваль фестивалей" с обширнейшей программой, это бросается в глаза не только тем, кто к индустрии так или иначе причастен.
Благодаря Уралкинофесту ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки. Начался диалог. Киноделы продемонстрировали, на что они способны прямо сейчас и спросили: "А ну, как вам?" Народ ответил: "Бесплатно - отлично". Но, как говорится, бесплатно и уксус сладкий. Поэтому следующая строка в диалоге должна быть такой: "А если не бесплатно?" Ответ в той или иной мере, возможно, будет озвучен на Втором Уральском фестивале, который уже обещан, и у российских мастеров впереди еще целый год на то, чтоюбы придать своему вопросу уверенный тон.
К слову, в буквальном смысле это самое "Как вам?" действительно прозвучало - из уст Михаила Ефремова после премьеры мини-сериала "Пьяная фирма". И этот момент - очень важная мелочь.
В Екатеринбурге открылся Первый Уральский фестиваль российского кино