Проблема будущего российской деревни сейчас на слуху и у экспертов, и у чиновников. В конце ноября Росстат опубликовал первые итоги сельхозпереписи-2016, и ее результаты неприятно удивили даже закоренелых скептиков. Оказалось, что за последние 10 лет число фермерских хозяйств в России упало на 46 процентов.
- Сельское население России сокращается. Каждый год регионы теряют сотни и тысячи хозяйств. Да, в стране появились новые госпрограммы поддержки фермеров (например, "Семейные животноводческие фермы" или "Начинающий фермер"), но они пока не могут компенсировать эту убыль, - считает глава донского АККОР Александр Родин. - Наши предложения касаются нескольких видов налоговых преференций и даже налоговых каникул для отдельных производств, льготного кредитования и так далее. Кроме того, мы хотим добиться частичного госпланирования в аграрном производстве.
Родин оговаривается, что речь не идет о возвращении советской системы госплана. Но государство, по мнению фермеров, должно четко регулировать баланс спроса и предложения - так это делает, например, минсельхоз США.
- У нас сейчас получается в один год перепроизводство какой-нибудь культуры, и цена на нее падает. На следующий год ее никто не сеет - и цена подскакивает из-за дефицита. Например, сафлор. Уникальная культура, масло из которой используют в фармацевтике и косметологии. Прибыльная культура. Если бы на нее был стабильный спрос и предсказуемые цены, то фермеры могли бы выращивать ее десятками тысяч тонн, - говорит Александр Родин. - И переработчики были бы уверены, на следующий год цена на сырье не подскочит в три раза из-за того, что фермеры разочаровались в ней и снова стали сеять одну пшеницу. С этим продуктом мы можем завоевывать мировые рынки. И это только один пример. То же самое касается овощеводства, животноводства, аквакультуры.
Ученые и государство должны вместе составить стратегически продуманный план: какие культуры в какой зоне эффективнее всего производить, каких животных и в каком количестве выращивать, как располагать перерабатывающие предприятия рядом с местами производства сырья, как выстроить кооперационные связи между регионами и отраслями и так далее. Сегодня агропроизводство хаотично - кто чем хочет, тем и занимается. В итоге колоссальный потенциал России как аграрной державы остается практически нереализованным. Никого принуждать не будут - занимайся, чем хочешь. Но поддержку должны иметь приоритетные виды деятельности.
Один из пунктов фермерской программы - развитие несельскохозяйственных видов бизнеса. В основном это касается сферы услуг (парикмахерские, ремонт одежды и обуви и так далее), но есть и весьма интересные предложения в сфере промышленного производства. Например, пошив одежды. Места в деревне много, а наемный труд стоит гораздо дешевле, чем в мегаполисах.
Например, из кроличьих шкурок можно делать сотни востребованных товаров народного потребления, но никто этим не занимается, сетует глава секции кролиководства при донском АККОР Геннадий Запорожцев.
В советские годы и в начале 1990-х кроликов разводили почти в каждом дворе. Ценное диетическое мясо было каждый день на столе у селян, а благодаря знаменитой плодовитости зверьков они были неплохим видом заработка.
- При этом главный доход кролиководов во всем мире обеспечивает именно шкурка, а не мясо! В тех странах, где достаточно развита легкая промышленность, проблем со сбытом шкурок не бывает. Мы же их выкидываем, - говорит животновод. - При этом китайцы заваливают нас своими "шмотками". И что они делают? Например, берут дешевую куртку-ветровку, а вместо синтетической подкладки ставят меховую. И ее цена автоматически вырастает в несколько раз. Такими куртками несколько лет назад заполонили всю Сибирь и Дальний Восток. Практичная одежда, ни в чем не уступающая дорогим шубам. Почему мы так не можем?
Причем сельским швейным мастерским даже не надо иметь дорогое оборудование - на первом этапе можно наладить пошив несложных радикулитных поясов, одеял и разных аксессуаров. И лишь затем переходить на производство детской и взрослой зимней одежды или шуб. Запорожцев с единомышленниками уже выпустили несколько пробных партий, но выстроить большую вертикально интегрированную систему закупок, логистики, хранения и переработки так и не смогли.
- И не сможем, - признается животновод. - По инициативе "снизу" не получается. Мы же не менеджеры, не управленцы, а обычные трудяги. Но если бы у нас в России восстановили систему закупочных контор, как в советские годы, мы бы за год-полтора завалили бы страну качественными, экологически чистыми товарами. Спросите любого фермера.
Главная цель программы - сохранить людей на селе:
- Сейчас строятся огромные агрохолдинги, акцент смещается с фермеров. Хотя именно фермеры обеспечивают основную занятость на селе и поддерживают инфраструктуру. Холдинги обычно занимаются только выращиванием пшеницы, а там много людей не надо - большие машины заменяют их труд. Да и будущее сел таких "бизнесменов" не волнует - они живут в лучшем случае в городе, а то и вовсе за рубежом. Вот и вынуждены наши мужики без работы на селе или пить, или уезжать на вахты в Сибирь и на Урал, или перевозить семьи в города. Молодежь массово уезжает.
Об этом же говорят и рядовые донские фермеры.
- Нужно поддерживать не столько производство, сколько людей, которые остались в селе, - уверен фермер Николай Попивненко. - Когда "успешные" холдинги попадают в кризис, то просто сокращают людей, оставляя их без средств к существованию. У нас в район пришли одни такие, говорили, что животноводство будут развивать - ничего подобного, сразу практически все поголовье вырезали. Столько людей без работы осталось!
Ничего принципиально нового фермеры не выдумывали, подчеркивает Родин. Все эти идеи в том или ином виде уже были опробованы в нашей стране в разное время.
- Задача в том, чтобы консолидировать весь наш успешный опыт и дать производителям возможность работать в полную силу. В своем Послании Федеральному Собранию президент обратил внимание, что мораторий на импорт западного продовольствия будет продлен. Но это временно. А наша задача - воспользоваться этим моментом, - резюмирует Родин.