"Фортитьюд" - британский детектив о вымышленном норвежском арктическом городке, снятый блестящей интернациональной бригадой (актерский состав способен порадовать далеко не только ценителей скандинавского нуара) в Исландии. Определение "детектив", конечно, весьма условно - очень скоро события в отрезанном от мира гигантскими сугробами, патрулируемыми огромной популяцией голодных белых медведей, начинают ощутимо отдавать мистикой, а потом сюжет и вовсе обретает научно-фантастический уклон.
Разумеется, прозаичным человеческим порокам (наряду с довольно экзотическими, но тоже сугубо человеческими) в этой слабозаселенной белой пустыне места тоже нашлось предостаточно. И потустороннее (если угодно, хтоническое) вмешательство в обманчиво спокойную жизнь Фортитюда, где в каждом втором шкафу ждут своего часа не то что скелеты - а не растерявшие плоти зомби, становится лишь катализатором всеобщего тотального безумия посреди мрачного заснеженного нигде.
Любые сравнения чего угодно с "Твин Пикс" уже давно стали моветоном, но вмороженная в лед древняя чертовщина, провоцирующая людей на демонстрацию своей малопривлекательной природы, слишком уж явно напоминает Черный вигвам, чтобы об этом не вспомнить.
Отстраненность потрясающих северных пейзажей, которую быстро можно наполнить зловещей враждебностью ко всему человечному, - безусловно выигрышный фон для брутального триллера или хоррора. Проверено рядом общепризнанных жанровых шедевров - от карпентеровского "Нечто" до "Фарго" братьев Коэн и Ноя Хоули. Морозные ландшафты пугают любителей острых ощущений еще со времен лавкрафтовых "Хребтов безумия", которые, если на то будет воля Йог-Сотота, когда-нибудь все-таки экранизируют.
В этом ряду "Фортитьюд", безусловно, уже занял достойное место. И даже быстро обзавелся очень симпатичным подражателем - что особенно почетно, исландским, да еще и созданным таким мэтром, как Бальтасар Кормакур. Впрочем, автор "Фортитьюда" Саймон Дональд в косвенных формах признания своих заслуг не нуждается. Второй сезон уже вовсю это демонстрирует.