25.02.2017 18:45
Кинократия

Представляем номинантов "Оскара": "Лучший фильм на иностранном языке"

Текст:  Алексей Литовченко Дмитрий Сосновский
Уже скоро - в ночь на грядущий понедельник - в США раздадут "Оскары". Мы отсмотрели все полнометражные игровые фильмы, которые удостоились номинаций в этом году, чтобы рассказать вам, кто здесь кто и чего стоит. Начнем мы свой рассказ с "Лучшего фильма на иностранном языке".
Читать на сайте RG.RU

"Тони Эрдманн" (Toni Erdmann, Марен Аде, Германия)

Почти трехчасовой сатирический опус немки Марен Аде о перипетиях существования в пластиковом мире гламурных коммерсантов и налипших на них паразитов произвел настоящий фурор: критики наперебой принялись забрасывать его восхищенными рецензиями, а американские кинематографисты по своему обыкновению тут же начали вынашивать идею ремейка - да не с кем-нибудь, а с самим Джеком Николсоном, не снимавшимся до этого несколько лет.

Такой ажиотаж и единодушный восторг способен кого угодно сбить с толку, но, положа руку на сердце, констатируем: при всем остроумии и самоиронии, весьма похвальной для современного европейского сознания, застрявшего в непрочном клинче с собственным кривозубо ухмыляющимся двойником, растекающийся по широкому минному полю язв западного мира фильм недобирает глубины, постоянно провисая и выматывая бесконечными паузами. В результате складывается ощущение, что мы наблюдаем за тем, как главные строители общеевропейской идентичности вдруг неестественным образом забрались в собственное естественное отверстие и теперь оттуда над этим исступленно хихикают. Впечатление от этого остается, прямо скажем, двойственное. Что, конечно, никак не мешает быть "Тони Эрдманну" одним из двух основных претендентов на победу в этой категории.

"Коммивояжер" (Forushande, Асгар Фархади, Иран)

Кадры из фильма "Коммивояжер"

Для тех, кто видел предыдущие фильмы Асгара Фархади, "Коммивояжер" точно не станет откровением. Впрочем, откровением он едва ли способен стать и для зрителей, с творчеством иранского режиссера не знакомых. Это - очередная утомительная и крикливая драма о крахе молодой ячейки общества. Провокационную для консервативного Ирана тему любимчик Американской киноакадемии Фархади обмусоливает с болезненным удовольствием, но в полной мере разделить с ним эту сомнительную радость удастся далеко не всем.

У Фархади уже есть один "Оскар" (за фильм "Развод Надера и Симин"), и в этом году он имеет все шансы получить второй. Вне всяких сомнений, "Коммивояжер" - главный конкурент воспетого критиками "Тони Эрдманна". В его пользу говорит очевидная мода на Западе на все иранское, хоть сколь-нибудь обладающее ощутимым диссидентским душком. И хотя у Фархади социальная критика имеет второстепенное значение, она бросается в глаза и не может не производить должного впечатления на почтенное жюри. К тому же недавняя перепалка иранского режиссера с ненавистным Голливуду Трампом придется очень кстати.

"Вторая жизнь Уве"/"Человек по имени Уве" (En man som heter Ove, Ханнес Холм, Швеция)

Кадры из фильма "Вторая жизнь Уве"

Трогательная шведская комедийная драма про ворчливого старика из шведской глубинки Уве, утратившего вместе с работой последнюю мотивацию жить. Посему он решает покончить с этим всем и отправиться на небеса к любимой жене. Но что-то ему постоянно мешает. Основным отвлекающим фактором является вселившаяся в дом напротив шумная семья, то и дело нарушающая незыблемые правила поселка, которые Уве сам установил. Время от времени, предпринимая попытки исполнить задуманное, он вспоминает о былом. О том, как на железной дороге работал, как с девушкой хорошей познакомился и так далее. Не все там у него было безоблачно, но из пучины ностальгии выбираться он не хочет. Однако ж все-таки выберется - тогда и начнется у Уве вторая жизнь.

Экранизация бестселлера современного шведского писателя Эрика Бакмана получила две номинации: "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший грим и прически". Во второй категории шансов у нее, вероятно, побольше (потому что очень уж хорошо загримировали актера Рольфа Лассгорда). И очень жаль, ведь "Уве" вызывает искреннюю симпатию своей на редкость адекватной по нашим временам моралью и по-хорошему простой человечностью. И даже непременные атрибуты скандинавской показушной сверхтолерантности общего впечатления не портят.

"Моя земля"/"Под песком" (Under sandet, Мартин Сандвлиет, Дания)

Еще один скандинавский участник - фильм Мартина Сандвлиета "Моя земля".

1945 год, Дания. После капитуляции немецких пленных пригнали на западное побережье страны, чтобы они очистили его от мин, которые сами же ранее там и закопали. Вернее, те, кто закапывали, уже давно мертвы, а остались в основном дети лет 16 от силы. Им и предстоит расхлебывать то, что заварили их старшие соратники. В распоряжение сержанта датской армии поступает ватага чумазых желторотых юнцов, слабо себе представляющих, что такое мины и как их обезвреживать. Сержант поначалу, конечно, относится к ним как к недочеловекам (память-то о "жесткой" оккупации еще не выветрилась), но постепенно проникается к мальчишкам сочувствием и даже спасает их от надругательств американских вояк. Впрочем, внутренние противоречия продолжают его раздирать до самого финала, в то время как подшефные один за другим внезапно и трагично погибают.

Эта душераздирающая гуманистическая драма получила приз на фестивале в Токио за лучшую мужскую роль, победила в трех категориях главной кинопремии Дании "Бодиль", а теперь претендует на "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Будем честными, шансов у "Моей земли" немного, но не потому что картина хуже конкурентов - скорее, даже наоборот, хотя она и не избавлена от неприятной склонности к манипуляциям эмоциями зрителей, а у российской аудитории вообще понимание найдет с большим трудом. Если найдет.

"Танна" (Tanna, Мартин Батлер, Бентли Дин, Австралия)

Основанная на реальных событиях история Ромео и Джульетты с далекого острова Танна. Разница с "первоисточником" в том, что здесь обреченные на трагедию возлюбленные находятся на одной стороне конфликта. Она - первая красавица племени, он - сын вождя. Но в результате одного фатального инцидента, согласно местному закону, называемому Кастом, ее должны отдать другому племени. Несогласные с таким приговором, снега не видевшие ни разу голубки сбегают. Заканчивается все, как у Шекспира, зато с одним важным положительным последствием, как бы говорящим нам: прогресс, мол, неостановим даже среди таких замкнутых обществ, как туземцы. Даже если основан он не на благородном категорическом императиве, а на циничной прагматике.

Все это очень мило и красиво - настоящие аборигены вместо актеров (которые играют получше т.н. профессиональных лицедеев в "Защитниках"), действующий вулкан на фоне могуче символизирует, еще есть забавный момент в христианской деревне, где познавшие истинную веру дикари все какие-то странные, - но должно произойти какое-то невиданное чудо, чтобы "Танна" взяла "Оскар". Ведь размышления об эволюции морали имеют особую ценность, злободневность и актуальность в глазах голливудской элиты лишь в конкретном, хорошо известном контексте. Да и вообще - где там эта Австралия.

В фокусе