05.06.2017 21:51
Культура

Воронежцы помедитировали и станцевали самбу в филармонии

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Пианисты Антон Батагов и Полина Осетинская и немецкий Vision String Quartet открыли музыкальную программу VII Платоновского фестиваля в Воронеже. На первом концерте зрителей - для удобства восприятия не самых простых сочинений - оставили в темноте. На втором - с той же целью - включили подсветку. Воронежские меломаны охотно включились в эксперимент.
Читать на сайте RG.RU

Батагов и Осетинская привезли на фестиваль концептуальную программу "Гравитация" из произведений минималистов ХХ и XXI века, Перселла, Дебюсси и Равеля. Впрочем, минималистами можно с полным правом всех этих авторов, отметил Антон Батагов (когда-то он первым в России начал включать в концерты сочинения Гласса и Кейджа):

- Термин условен - так музыку писали всегда, в том числе народную. Все вещи, которые мы играем в Воронеже, объединяет принцип создания: есть простая основа, буквально несколько аккордов, и бесконечное количество вариаций. Во все времена люди думали о том, как преодолеть силу, которая тянет наше тело к земле, и почувствовать то, что притягивает душу к небесам. Музыка позволяет это сделать.

Римас Туминас в Воронеже рассказал о героях не нашего времени

Чтобы публика ни на что не отвлекалась, пианисты оставили гореть лишь лампу над нотами и попросили не аплодировать между произведениями. Зритель с любопытством подчинился. Некоторых, правда, сумрак и монотонная музыка погрузили в дремоту. Иных разобрал нервный кашель. Но большинству "спартанские" условия позволили сосредоточиться. Оказалось, что барокко, импрессионизм и пресловутый минимализм действительно имеют много общего, время относительно, а если слушать и ни о чем постороннем не думать (даже о том, зачем одна музыкальная фраза с разной скоростью повторяется уже десять минут) - получишь удовольствие, за которым пришел.

- Может, кому-то из вас эта музыка покажется необычной, или слишком современной, или не такой классической, какой вы ожидали ее услышать. Но для нас подобного разделения нет. Музыка бывает хорошей или плохой, а когда она написана, не имеет значения, - сказала воронежцам Полина Осетинская.

Точно так же думают и молодые участники Vision String Quartet (Германия), впервые выступавшие в России. Они полагают, что музыку не стоит запирать в "гетто": классику к классике, рок к року. Ребята и объединились-то на почве дружбы и - в хорошем смысле - "всеядности".

В Воронеже открыли четыре бесплатные выставки Платоновского фестиваля

- Мы учились в Высшей школе музыки в Ганновере, охотно слушали произведения разных жанров. Наш ансамбль начинался как секстет: с контрабасом и баритон-скрипкой, чей насыщенный звук хорошо подходит для исполнения джаза. Но когда мы стали писать произведения для этого состава, работать оказалось неудобно, так как мы жили в разных концах Германии. Тогда двух участников выбросили. У нас нет менеджера, нет и "босса" внутри коллектива. Четко распределены только административные роли: первая скрипка подписывает договоры, вторая - общается с агентами, альт следит за тем, как мы представлены в СМИ и Интернете, ну а мне досталась самая неприятная часть - налоги, - рассказал виолончелист Леонард Мария Франселло Диссельхорст.

Для классического квартета написаны "тонны прекрасных вещей", говорят ребята, но их классно исполняют многие ансамбли, среди них трудно найти свою нишу. Да и оставлять за бортом другие направления музыки не хотелось. Поэтому Vision String Quartet играет и танго, и джаз, и аранжировки эстрадных мелодий.

- Главное - не что играть, а как играть. Организовать концерт так, чтобы с публикой сразу возник контакт, важнее, чем добавить джазовую вещь во второе отделение академического концерта, - подчеркнул первая скрипка Якоб Энке. - Нам кажется, что пора нарушить привычную атмосферу филармонического зала, поэтому мы привлекаем художников по свету, используем видеоинсталляции.

В Воронеже прошла мировая премьера оперы "Родина электричества"

Они пробовали выступать в клубе, где до того принимали лишь популярных артистов. Программа включала рок и эстрадные мелодии, но была и классика, подчеркнул Леонард Диссельхорст:

- Пустили туману, поиграли со светом - это поддерживает музыку и позволяет лучше передать ее содержание. К тому же в клубе воздух суше, акустика меняется - знакомая классика звучит иначе.

Альтист Зандер Штюарт рассказал, что однажды они играли концерт в полной темноте (благо знают ноты наизусть) и собираются этот опыт повторить:

- В Европе бывают "темные рестораны", где гости едят без света. Так же и с концертами. Эти спецэффекты - приманка для тех, кто не знаком с академической музыкой с детства. Увы, весь бизнес, который обслуживает классику, несколько "старческий", традиции возведены в абсолют. Другие направления музыки развиваются - никто же не будет слушать рок-концерт в таком виде, в каком проходил 50 лет назад. А наша сфера отстает, и мы хотим это отставание преодолеть. Понимаете, каждый великий композитор был прогрессивен для своего времени, и этот прогресс сегодня нельзя останавливать. Надо развивать академическую музыку. Просто надо играть то, что подходит именно тебе, быть честным. Чтобы публика понимала, что все всерьез.

В Воронеж из Пушкинского музея привезли картины "крылатого реалиста"

Квартет, соответствуя своему названию, придает большое значение визуальной стороне концертов. Чинно сидеть перед пюпитром с непроницаемым лицом - это просто не для их темпераментов. В Воронеже из всей четверки сидел только виолончелист (и то - до джазовых бисовок), все участники живо переглядывались и, в рамках приличий, двигались. Наблюдать за этим было не менее интересно, чем слушать музыку.

- Мы часто спорим с организаторами концертов, которые уверены, что не публика консервативна и не оценит никаких экспериментов. А в итоге зритель уходит вдохновленным, потому что мы показываем на сцене не то, что он ожидал, - добавил скрипач Даниэль Штолль.

С публикой они играют, но не заигрывают. Как пояснил Якоб Энке, им важно сохранить качество исполнения и уважение к композитору: "Мы не станем делать джазовую аранжировку, допустим, Чайковского. Некоторые идут этим путем, играют Брамса с электрогитарой и ударными. Но мы это не приемлем".

В Перми завершился двухнедельный Дягилевский фестиваль

В репертуаре квартета произведения самых разных эпох и стилей, причем предпочтение отдано сочинениям ХХ века. Для дебютного CD выбрали Восьмой квартет Шостаковича, для выступления на Платоновском фестивале - струнный квартет Бартока, Пять пьес Шульгофа и шубертовский квартет "Смерть и девушка". Чистое, энергичное, обаятельное исполнение так очаровало зал, что музыкантам устроили долгую стоячую овацию (да такую, что было не разобрать, кричит "Браво!" почтенная дама или школьник с "галерки"), выпросив несколько выходов на бис. Тут уж немцы на юмор и артистизм и вовсе не скупились. Под их самбу зриетли тихо пританцовывали в креслах.

Прямая речь

Антон Батагов, композитор и пианист:

- Город Воронеж. Платоновский фестиваль. Здесь я еще не разу не был. И хочу сказать, что фестиваль ничуть не хуже Дягилевского. Да, конечно, здесь нет такой личности, как Курентзис. Но Курентзис вообще в мире один. Другого нет не только в Воронеже, но и в Нью-Йорке, например. Но в остальном - программа, организация, дизайн, и все прочее - на высочайшем уровне. И - люди, общаться с которыми очень и очень приятно…

А Платонов - мой любимый писатель. Он берет слова русского языка, которыми мы вроде бы как-то тоже пользуемся, и связывает их по-другому, чтобы они без промаха попадали в ту точку, через которую мы соединяемся с вечностью.

"В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное. Кто нам приготовил здесь радость и правду? Мы сами их должны сделать. Электричество потухло, а мы и впредь будем жить неугасимо".

Классика Воронеж Центральная Россия