Питер Брэдшоу посчитал лучшим представителем указанного периода фильм "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино, вдохновляющий и разящий, по его мнению, не меньше, чем "впечатление от первого прослушивания Элвиса".
Картина, полная диалогов и стильного насилия, считается одной из высочайших вершин карьеры американского режиссера. В свое время она собрала внушительный ряд наград, включая "Оскар" за лучший сценарий, "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и премию канала MTV за лучший танец, безвозвратно изменила лицо кинематографа и регулярно попадает в списки лучших фильмов всех времен.
Эллен И. Джонс включила в список мелодраму "Ромео + Джульетта" База Лурмана (1996) с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс, высказавшись в том духе, что "Титаник" в то время смотрели все, но подростки со вкусом выбирали именно "Ромео+Джульетта". Лурман оказался одним из немногих режиссеров, которому удалось, после бесчисленного множества разнообразных постановок произведения Уильяма Шекспира о беспощадных корнях подростковой влюбленности, готовой идти на любой трэш и преступления ради розовых идеалов, все же удивить публику.
Режиссер умело переместил историю во времени, талантливо добавив в картину меланхолию пляжного солнца, мафиози в костюмах из шапито, песни в современных аранжировках, дымящиеся стволы и почти экзистенциальный кризис юных героев, ищущих друг друга даже под тоннами рекламной мишуры равнодушного к ним мира. Помимо прочих наград, лента вполне заслуженно получила приз Британской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий.
Ксан Брукс выбрал фильм Пола Томаса Андерсона "Магнолия" (1999 год), где снялись Том Круз, Джулианна Мур и Филип Сеймур Хоффман. Пояснив: "Пол Томас Андерсон сделал из колючих человеческих драм, принадлежащих области независимого кино, дикую оперу. "Магнолия" стала американским шедевром последнего дыхания столетия, кульминацией и коллапсом, праздником и похмельем одновременно".
"Магнолия" занимает особое место в творчестве режиссера. И не только потому, что ее открыто возненавидел Кевин Смит, написав разгромную рецензию и затем едко высмеяв в комедии "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар". История о том, что Том Круз был настолько впечатлен сценарием, что снимался почти даром, стала притчей во языцех. "Магнолия" является также одной из немногих лент, где объединенные невидимой линией судьбы незнакомые друг с другом герои поют одну композицию. Позднее сестры Вачовски сделали похожую сцену в своем сериале "Восьмое чувство".
Самая неоднозначная, пожалуй, позиция в списке - "Гуммо" Хармони Корина (1997), полюбившаяся эксперту по именни Дэнни Ли. Он называет фильм не иначе как знамением, утверждая, что 24-летний на тот момент автор непреднамеренно предсказал эпоху блогеров, хипстеров и всех иных ищущих от скуки внимания и любви со стороны окружающих, а сам фильм, не будучи никаким гимном поколения по сути, получился созданным "на коленке" настоящим волшебством, хотя на тот момент этого никто не понял.
Трущобная история о неуправляемых гормонах, "Гуммо" удивил в свое время (и умудряется проворачивать этот фокус и сейчас) даже не столько нарочитой угловатостью и непрофессионализмом участников, а своим ключевым постмодернистским твистом, когда выяснятся, что за неумелой провокацией, грязноватыми шутками, наркотическим сексом и городским трипом одиночества больше ничего нет, кроме пубертатных чаяний и страха взросления. Только будни, помойка светлых мечтаний и почти никакого катарсиса на ближайшее будущее. Картина была удостоена почетного упоминания на Венецианском фестивале 1997 года.
Для Стива Роза главным кинособытием 90-х годов стал странный опус Спайка Джонса "Быть Джоном Малковичем" (1999 год), объединивший многие жанры - сатира, научно-фантастическая драма, кукольная комедия положений, - при этом нарушив все мыслимые правила. "Каким-то образом он нашел новый тональный регистр для фильмов: легкомысленно-глубокий, меланхолично-веселый, приземленно-сюрреалистичный, искренне-ироничный".
Претендующий на лавры самого необычного байопика в мире, "Быть Джоном Малковичем" придуман одним из самых необычных сценаристов Голливуда - Чарли Кауфманом. Он сочинил историю о мире, где языковым стандартом служит слово "Малкович", а причудливые перемещения по этой полной магического сюрреализма вселенной способны потягаться с путешествием Алисы по кроличьей норе. Мало кто решался браться за этот проект, предлагали даже сделать аналогичное по отношению к более популярному Тому Крузу, но Кауфман сумел довести задуманное до конца. Итог - несколько наград и куча номинаций, в числе побед - BAFTA за лучший сценарий.
И, наконец, Кэт Кларк выбрала картину "Сладости жизни" Майка Ли (1990), поразившую критика тем, насколько точно режиссер описал ее собственную подростковую жизнь, бытовые нравы пригорода и его бунтарские настроения. И даже несмотря на то, что когда спустя годы Кларк пыталась взять у автора интервью, тот был явно не в настроении для диалога, и впечатление в итоге было испорчено, для нее лента так и осталась среди любимых.
"Сладости жизни", неспешная трагикомедия о семье, в которой, несмотря на мелкие ежедневные неудачи, полно любви, не снискала больших лавров или культового статуса. Но тем не менее, продемонстрировав отличные актерские возможности Тимоти Сполла, Дэвида Тьюлиса и Вайноны Райдер, заслуженно получила несколько премий (не самых, впрочем, престижных), оставшись неограненной красоты топазом своей эпохи.