23.10.2017 16:35
Кинократия

"Три условия": клюквенная дилемма узника с "Джейме Ланнистером"

Текст:  Юлия Авакова

В рамках фестиваля датского кино Danish Wave 9 был показан свежий фильм Йенса Даля "Три условия" (3 ting).

Читать на сайте RG.RU

Для Даля эта картина стала режиссерским дебютом, так как за исключением короткометражки "Две девушки, один пирог" (2 piger 1 kage) 2013 года выпуска, его основным видом деятельности была профессия сценариста (из недавних проектов с его участием можно выделить детективный сериал Norskov). И именно в этом качестве в далеком 1996 году он вместе с малоизвестным в те времена Николасом Виндингом Рефном создал фабулу "Дилера" (Pusher), открывшего миру актерский талант Мадса Миккельсена, который на долгие годы стал лицом датского кинематографа за рубежом.

"Настанет день": пронзительная картина беспомощно-невинного детства

На этот раз в главной роли снялся еще один ныне всемирно известный датчанин Николай Костер-Вальдау, что, конечно, обеспечило повышенное внимание к фильму, имевшему все шансы остаться незамеченным. События полуторачасового повествования разворачиваются в безликом номере многоэтажного отеля, где проходит не лишенный дружеской ностальгии допрос бывшего полицейского Микаэля своими коллегами из далекого прошлого. Со времен ухода из правоохранительных органов искусный подрывник-самоучка решил применить свои обширные знания взрывотехники и, связавшись со страшной сербской мафией, начал плодотворное сотрудничество с бывшими военными преступниками.

Нет сомнений, что с ним никто бы и не стал церемониться, если бы не убийство полицейского, совершенное бандой при отступлении. Стражам порядка хочется как можно быстрее выяснить, кто именно лишил жизни амбициозного сотрудника силового ведомства, и в данном отношении показания Микаэля особо ценны. Дабы сделать потенциальное сотрудничество со следствием желаемым, опер Нина делает заманчивое предложение - в обмен на подробные свидетельские показания она готова отпустить Микаэля на свободу, выдать новый паспорт и обеспечить ему безбедное одногодичное существование в иностранном государстве, но без права на возвращение.

Главный герой принимает правила игры, выдвинув три абсурдных условия, которые коллеги вынуждены принять. С этого момента начинается вязкая и наивная, но в чем-то даже любопытная игра в кошки-мышки, и Костер-Вальдау получает огромное количество возможностей по части раскрытия психологии своего персонажа в кадре. Насколько это у актера получилось - вопрос спорный, так как из-за культурных особенностей скандинавов распознать эмоциональные переживания и соотнести показанное с привычной поведенческой палитрой отечественному зрителю может оказаться весьма непросто. Зато эта особенность дает почву для разного рода размышлений и догадок, ограничиваемых лишь воображением и жизненным опытом конкретного зрителя.

Кто же на самом деле наш герой - исстрадавшаяся в одиночестве романтическая душа, непризнанный гений, переметнувшийся на сторону сил зла, или пропащая душа, прожженный циник, возводящий собственное "я" в некий абсолют? По правде, сказать, не так уж и важно.

Сомнительные действия в крайне туманных обстоятельствах с весьма неочевидными причинно-следственными связями - все это настолько по-скандинавски бесстрастно и незамысловато, что за старательно нагоняемым мраком не получается различить ничего, чтобы хотя бы в малой степени создавало двоякость и интригу. А уж по части экранного изображения деятельности ОПГ всех мастей вряд ли датский кинематограф может сравниться с богатой российской традицией, неустанно оттачиваемой последние тридцать лет на телевидении и в полнометражном кино.

Надо признать, что местами диалоги не лишены своеобразного юмора, однако самым занятным, как часто бывает, становится то, что не входило в изначальный замысел создателей. В данном случае - после просмотра "важной" (и, как полагается, умеренно интимной) сцены абсолютно невозможно сохранить хоть сколь-нибудь серьезное отношение к фильму. Даже не очень понятно, смеяться или плакать: в один прекрасный момент разоткровенничавшийся со своей бывшей пассией Миккель показывает ей свой трофей. Им является, ни много ни мало, металлический рубль с советским гербом (образца, надо думать, 1991 года), в котором сербский преступник с формально болгарской фамилией Руков (совершенно случайно напоминающей русскую) замуровал QR-код от кровавых биткоинов.

Любовь скандинавов к изображению сербов в роли исчадий ада имеет обширную историю и уж точно не оригинальна - о шельмовании этого народа в одном американском кино можно написать диссертацию - и не одну. И нет никому дела, что полумифический "сербский спецназ", сформировавшийся якобы за период балканских войн девяностых и наводящий ужас на весь мир, в том виде, в котором он изображен в фильме, - игра очень воспаленного пубертатного воображения.

"О теле и душе": трогательное венгерское кино о жизни в существовании

Вспоминается еще одно творение датского кинематографа - экранизация книги "Датчанин из Сербии" (Den serbiske dansker) за авторством известного журналиста Лайфа Дэвидсена, много лет прожившего в России. Там оказывается, что нити, связывающие беспощадного серба-убийцу с заказчиком, удивительным образом тянутся во все тот же хельхеймомордор датского подсознания, на родину свирепых медведей, распивающих в сугробах огненную водку под несмолкающую балалайку.

Но потуги по символическому соединению воедино всего самого "ужасного" - сербов, русских, с какого-то перепугу - еще и болгар, Советского Союза, с приплетением до кучи еще и неведомой криптовалютной зверушки… это уже не просто развесистая клюква, но клюква в сахаре, выдаваемая за неизвестный западной науке, но очень опасный гибрид отечественного происхождения с непредсказуемыми поражающими средствами и побочными эффектами.

2.5

Рецензии