Такие сногсшибательные результаты, конечно, несколько озадачивают: все-таки "Сопрано" - при всех своих неоспоримых и многочисленных достоинствах - шоу далеко не безупречное, и за шесть сезонов (последний из которых по объему равен двум) к нему успевает накопиться целый склад претензий.
Среди них главная - помимо почти неизбежных при таком размахе провисаний, лишних персонажей и ненужных линий - невнятный финал, заставивший дружную семью фанатов обескураженно чесать репу: "Неужели ради такой "развязки" мы терпели 86 серий?". Заодно он стал поводом для едких острот в других телефильмах (в "Коне БоДжеке", например, выясняется, что кусок пленки с единственной копией последнего эпизода "Сопрано" случайно оторвал монтажер).
Само собой, пародий сериал удостоился далеко не только в связи с пустой концовкой и недостаточной сбалансированностью (отметим, что по обоим пунктам "Сопрано" уступает другой топовой криминальной драме HBO - "Подпольной империи", которая тем не менее все время почему-то болтается где-то в хвостах всяческих рейтингов). За продолжительный период своего эфира с 1999-го по 2007-й он бесповоротно стал культом, что до сих пор находит отражение на телевидении США в той или иной форме. Так что оставим несколько завышенные оценки на совести американской экспертной общественности и обратимся к явным плюсам самого популярного (до разразившейся нынче игропрестольной эпидемии, понятное дело) детища HBO.
Во-первых, "Сопрано" - настоящая концептуальная энциклопедия гангстерских фильмов, набитая отсылками и цитатами, начинающими сыпаться с экрана с первых же эпизодов. Во-вторых, важна неоднократно отмеченная достоверность, с которой отражена звериная жестокость мафиозной среды (к тому же вымышленный криминальный клан Сопрано из Нью-Джерси постоянно соприкасается с реальностью и даже ведет дела со знаменитыми нью-йоркскими "пятью семействами"). Ну и герои - один другого колоритнее.
Распрекрасный Джеймс Гандольфини, не сказать что особенно часто появлявшийся в заметных ролях (хотя несколькими яркими - например, у Зонненфельда и Коэнов - похвастаться мог), развернул здесь свой талант во всю ширь (он, к сожалению, умер через несколько лет после финала The Sopranos, и можно точно констатировать, что это - главная роль в его карьере). Противоречивый, иногда дающий слабину, но неизбывно безжалостный глава семейства Тони Сопрано в его исполнении - один из самых узнаваемых теперь телеобразов. Как и его окружение во главе с Поли Галтиери, добавляющим сериалу особого запретного шарма, ведь сыгравший его Тони Сирико был связан с одним из "пяти семейств" (и поставил перед авторами шоу условием то, что Поли ни в коем случае не будет "стукачом").
В числе нескольких десятков второстепенных и эпизодических персонажей - уйма жемчужин, от трагического Тони Бландетто (Стив Бушеми), сломавшегося и терзаемого прошлым, но так и не отпущенного своими дружками, до превосходящего даже Тони в брутальности Фила Леотардо (недавно скончавшийся Фрэнк Винсент).
Помимо всего прочем, "Сопрано" - сложноустроенная семейная драма, в центре которой - непростые отношения Тони с женой (Уолтер Уайт со своей Скайлер, впрочем, мог бы Сопрано лишь позавидовать), сыном-подростком, готовым вырасти из хулигана в мелкого бандита, и погрузившейся в свои душные девичьи искания дочерью, а также с матерью-манипуляторшей и дядюшкой - прожженным старым мафиози. Все это, наряду со страшными трансформациями личности Тони, постоянно препарируется при помощи современного кушеточного фрейдизма и гротескных видений в духе Six Feet Under, с одной стороны добавляя комичности, с другой - заметно прокачивая пункт "психологизм".
Так что, несмотря на то, что тотальная супрематия "Сопрано" в мире сериальной индустрии все же остается - как минимум - темой весьма спорной, вопрос о том, достоин ли он внимания, вообще не стоит. Ведь, как хорошо знает любой сериаломан, дело не в развязке, а в процессе.