Сериал на выходные. Абсолютные хиты HBO, часть 1: "Карнавал"

В фокусе 29.09.2017, 20:12 | Текст: Дмитрий Сосновский

Любители сериалов по всему миру с нетерпением ждут продолжения "Молодого Папы" и "Мира Дикого Запада"; ерзают на стуле в ожидании финального сезона "Игры престолов"; облегченно вздыхают после финала "Оставленных" или скорбят по "Винилу", гадая, сможет ли дотянуть до его уровня свежезапущенная "Двойка"; празднуют возрождение "Настоящего детектива"; на отходняках хихикают над стартовавшим вторым сезоном "Завучей". Если хотя бы что-то из перечисленного можно сказать о вас, то американский медийный магнат HBO относится к важнейшим элементам вашего досуга. Оно и правильно - таким стабильным качеством контента может похвастаться далеко не каждый канал-сериалодел, не говоря уж о размахе - от "Улицы Сезам" до "Секса в большом городе".

И чтобы помочь вам скоротать время в промежутках между поступлением новых серий текущих шоу и в преддверии премьер долгожданных продолжений, в рамках нашей рубрики "Сериал на выходные" мы запускаем цикл "Абсолютные хиты HBO". В течение ближайших недель мы будем рассказывать об уже закрытых многосерийках производства HBO, по тем или иным причинам ставших культовыми и выходивших в период с конца девяностых по начало "десятых". Кое-какие протянули всего один или пару сезонов, некоторые разрослись до пяти, часть из них оборвали на самом интересном месте, другим удалось стать законченным произведением искусства - судьба у них совершенно разная, но объединяет их один жирный маркер: "К просмотру обязательно".

И начнем мы с подлинного шедевра - "Карнавала", который многие небезосновательно называют "вторым после "Твин Пикс", а в чьих-то глазах Дэниел Науф даже превзошел гений Дэвида Линча - хотя это, конечно, уже перебор. Как бы там ни было, "Карнавал" - действительно один из лучших сериалов в истории человечества, и здесь двух мнений быть не может.

Сравнения с "Твин Пикс" объясняются не только высочайшим уровнем этих телевизионных фильмов, но и их духовной, если позволите, близостью. Фанаты opus magnum Линча известны своей склонностью искать (и, что забавно, находить!) "новый "Твин Пикс" в каждом втором сериале про загадочные убийства и маленькие городки, но вот здесь дело совершенно в другом (хотя и убийства, и городки тут присутствуют - да только в совершенно ином контексте).

Просто странствия бродячего цирка в годы Великой депрессии по американским прериям, где тогда царили пыльные бури, так же хорошо умеют нагнать мистической жути, как и чертовщина, творящаяся в окрестностях Черного вигвама. При этом двигающий сюжет адский замес из гностицизма, оккультизма, алхимии и разных христианских течений оказался настолько забористым, что самые впечатлительные зрители поспешили назвать сериал HBO гораздо более запутанным, чем линчевы эксперименты с реальностью. Это, разумеется, тоже преувеличение: постепенно раскрывающийся мир "Карнавала" становится понятнее с каждой серией. Что, впрочем, не отменяет огромного пространства для самых разных трактовок - и вот тут завзятым линчеманам действительно есть где разгуляться (но все равно в вопросах заковыристости никто не победит старину Дэвида, для которого, в отличие от Науфа, она - не только главный творческий инструмент, но и одна из основных целей; если не верите, посмотрите продолжение "Твин Пикс").

Все 24 вышедших в 2003-2005 гг. эпизода "Карнавала" - эстетически безупречно оформленное приглашение поразмыслить о природе добра и его парадоксальной, но неизбывной связи со злом. Это - еще одна попытка обнаружить в душе человека местонахождение той специфической субстанции, которая отвечает за, на первый взгляд, абстрактную, но важную черту - человечность; осознать смысл того, что даже за самое беззаветное желание послужить добру необходимо расплачиваться с врагом рода человечества. Потому что зло - всегда конкретнее, понятнее и привычнее. Вот к таким невеселым выводам методично и безжалостно ведет зрителя Дэниел Науф, нанося удары под дых в самый неожиданный момент.

"Карнавал" имеет значительно больше отношения к нашей с вами реальности, чем может показаться сначала. Взять хотя бы линию брата Джастина (Клэнси Браун), фанатичного священника, блестяще иллюстрирующего сатанинскую сущность пуританства. По сюжету он оказывается русским (да, ценителям клюквы тут есть чем поживиться - зло в сериале имеет русское происхождение, как и, отметим справедливости ради, стремление это зло побороть), но его прототип - священник Чарльз Кофлин, отнюдь не русский, прославившийся в те годы как оголтелый ненавистник евреев и коммунистов.

Вообще сериал - настоящий калейдоскоп ярчайших образов, как центральных, исполненных Ником Сталом, Клеа ДюВаль (мы ее видели также в "Американской истории ужасов" и в "Лучше звоните Солу") и Майклом Дж. Андерсоном (да-да, это тот самый карлик из "Твин Пикс" и "Малхолланд драйв"), так и второстепенных - как, например, персонаж Джимми Симпсона (затем ставшего известным по "Карточному домику" и "Миру Дикого Запада") или Роберт Неппера (Родни Митчам из обновленного "Твин Пикс") и многие другие.

"Карнавал" моментально стал легендой и продолжает оказывать заметное влияние на телеиндустрию (самый очевидный случай - четвертый сезон "Американской истории ужасов"). А на вопрос о том, можно ли считать его полностью завершенной работой, мы ответим: и да и нет. Вышло всего два сезона, хотя планировалось шесть. В эти шесть должна была уложиться трилогия: по два сезона, концептуально объединенных друг с другом, на одну часть. Соответственно, первая часть трилогии полностью увидела свет, но вот продолжения - а уж развивать этот мир определенно было куда! - продюсеры нас лишили из-за банального снижения рейтингов. И очень жаль.

Читайте также