Больше всего "золотых граммафончиков" завоевал Бруно Марс, комбинирующей в своей музыке R&Bс фанком и соулом. Темнокожий живчик, всегда неизменно бодрый и позитивный, он выиграл в семи номинациях: "Лучший альбом года" (за диск 24 К Magic), "Лучшая песня года" (за сингл That What s I Like), "Лучшая запись года", "Лучшее выступление в R&B", "Лучший R&B альбом", "Лучший дизайн альбома" и "Лучшая R&B песня". Он обошел всех оттого, что с каждым альбомом все ближе к творчеству Майкла Джексона. У Марса вулканически кипят мелодии, красиво переданы страсти и порывы чувств. в гутаперчивом и ритмичном порыве.
На втором месте рэпер Кендрик Ламар, но ему достались награды "стилевые", и менее престижные: "лучший рэп-альбом", "лучшее выступление в рэпе", "лучшее исполнение в рэпе", "лучшая рэп-песня". Но есть и одна "лучшее видео": Humble по сути - мини-фильм со своей четкой идеей и драматургией, очень стоящая во всех смыслах работа. А вот Metallica в номимнации "лучший рок-альбом" обошли инди-рокеры The War Of Drugs с релизом A Deeper Understanding. Шесть парней играют затейливо, жестко и плотно... Их хочется слушать, а порой и удивляться. За это и наградили.
Обидно, что оставили без внушительных наград Шакиру. Ее диск El Dorado - на ее родном испанском языке. Вот и выиграл "золотой граммофончик" только как лучший альбом в традициях латино, хотя ее самба, румба, R&B заслуживали и за "лучший поп-альбом". Но эта награда ушла к рыжему романтику из Англии Эду Ширану...
Но и отстаивание неприятия насилия в отношениях между мужчиной и женщиной, были не менее важной частью церемонии, чем музыка. А многие звезды, да и зрители пришли в "Мэдисон" с белыми розами - в знак солидарности с жертвами сексуального насилия. А Кеша даже спела песню, "посвященную" человеку, который так вот жестоко вторгся в ее судьбу... Желая, чтобы такое больше не случалось ни с кем. .. Хорошо, что эта "Грэмми"-2018 запомнится....
Фоторепортаж: Церемония награждения премией "Грэмми"Прогулка с Фаустом
Премию Grammy в категории "Лучшее инструментальное соло" американская Академия звукозаписи вручила в этом году российскому пианисту Даниилу Трифонову. Награды удостоен его альбом (2 CD) Transcendental - Daniil Trifonov Plays Franz Liszt (Etudes S. 139, S. 141, S. 144, S. 145).
Победившая запись произведений Ференца Листа была сделана пианистом в 2016 году на лейбле Deutsche Grammophon, с которым Трифонов заключил эксклюзивный контракт с 2013 года. Первый же диск его с Deutsche Grammophon (Trifonov: The Carnegie Recital) - живая запись концерта в Carnegie Hall, был номинирован на премию Grammy 2015 года.
В победивший в этом году альбом Transcendental вошел полный комплект "Этюдов высшего исполнительского мастерства" Листа: двенадцать Трансцедентных, три Концертных и шесть Больших этюдов по Паганини.
Как отметил сам Трифонов, комментируя эту запись для "РГ":
- Мне пришлось много работать над ними. Цикл сложный. Записи проходили в Берлине. Интересно, что в последний день записи в студию пригласили публику и получился концерт. Это, мне кажется, новый тренд в звукозаписывающем бизнесе, когда создается такой гибрид студийного и живого. У обоих способов записи есть свои преимущества. Есть спонтанные краски, которых намного легче добиться в живом исполнении, но при этом студийная запись дает четкость и ясное понимание.
Напомним, что началом феноменально быстрой международной карьеры Даниила Трифонова, ученика Татьяны Зеликман (Московская детская музыкальная школа им. Гнесиных) и Серея Бабаяна (Кливлендский институт музыки) стала его победа (1 премия и Гран-при) на конкурсе Чайковского в 2011 году. В том же 2011-м он стал и победителем Конкурса Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, получив стразу несколько крупных международных контрактов и сыграв уже в следующем сезоне 106 (!) концертов в крупнейших залах мира.
Тогда это появление 20-летнего российского пианиста на мировом концертном рынке стало почти "шоком": критика, публика, музыканты в самых восторженных эпитетах оценивали его игру - его безупречную, филигранную технику, его музыкальность, красоту его трактовок. Марта Аргеих, сразу пригласившая его вытсупать на свой фестиваль, говорила о Трифонове: "В его игре есть абсолютно все, и даже больше. Его техника просто невероятна. Его туше превосходно - в нем есть и нежность, и демонизм. Я никогда не слышала ничего подобного". "Настоящий культурный шок. Его зовут Даниил Трифонов, и он самый удивительный в мире пианист”, - писала о нем Süddeutsche Zeitung.
Активно продвигал карьеру Трифонова Валерий Гергиев, выступавший с ним в турах Мариинского, Лондонского симфонического, Мюнхенского филармонического оркестров. А к 27 годам Трифонов выступил в концертах практически со всеми крупнейшими оркестрами, в том числе, с Российским Национальным, с Венским филармоническим, Берлинским филармоническим, с Чикагским симфоническим, с Нью-Йоркским филармоническим и многими другими.
По поводу его сольных программ, в частности, Листа, газета Washington Post писала: "Мы точно не знаем, как звучал Лист, но знаем, что он был виртуозом и завораживал слушателей, называвших его игру выдающейся, духовной и порой даже потусторонней. Все это можно сказать и о Трифонове, хотя эти слова являются лишь бледной тенью его незабываемой игры, которую можно описать как невероятное переживание… Его сольный концерт… стал потрясением".
Победивший в линейке номинантов на Grammy диск Transcendental в полной мере демонстрирует сложившуюся пианистическую харизму Трифонова: его интеллектуальный подход к интерпретации, тонкий вкус, не позволяющий ему переходить ту грань, когда демонстрация феноменальной техники превращается в трюкачество, в единственное содержание музыкального текста. Наоборот, он умеет превращать даже громоздкие массивы листовской трансцедентной виртуозности в прозрачную, филигранно отточенную звуковую ткань, открывающую другую красоту этой музыки. Его трактовки листовских сочинений - своего рода, экзистенциальный театр, подобный фаустовскому путешествию по разным мирам.
В ближайшие дни Даниил Трифонов выступит со своими новыми программами: 1 февраля - рецитал из произведений Грига, Шопена, Рахманинова, Чайковского, Фредерика Момпоу в Торонто, 4 и 6 февраля в Принстоне и нью-йоркском Carnegie Hall - программа с немецким баритоном Маттисом Гёрне.
На сегодняшний день российский пианист Даниил Трифонов считается самым востребованным в концертном мире музыкантом своего поколения.
Кстати
Альбом с записями Трансцедентных этюдов Листа в исполнении Даниила Трифонова был отмечен как лучший из пяти номинированных дисков: Французские сюиты Баха в исполнении американского пианиста Мюррея Перайи, Виолончельные концерты Йозефа Гайдна в исполнении Стивена Иссерлиса (Великобритания), Фортепианные концерты Зары Левиной в исполнении Марии Леттберг, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, и Скрипичные концерты Дмитрия Шостаковича в исполнении Франка Петера Циммермана (Германия).
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
60-я церемония присуждения самой престижной музыкальной премии Grammy в этом году принесла России один заветный "граммафончик". Пианист Даниил Трифонов стал победителем в одной из самых престижных номинаций - "Лучшее классическое инструментальное соло". В альбоме-победителе Transcendental, записанном на знаменитой фирме "Deutsche Grammophon", он исполняет этюды Ференца Листа.
Другие номинированные на Grammy россияне остались без наград. Премия в номинации "Лучший классический сольный вокальный альбом" присуждена канадской оперной певице Барбаре Ханниган за исполнение "Girl Crazy" Джорджа Гершвина в обработке итальянского композитора Лучано Берио. В этой категории на победу также претендовали российский дирижер Максим Емельянычев и американская певица Джойс ДиДонато с оркестром Il Pomo d'Oro за работу над диском "In War and Peace".
Также посмертно выдвигался Дмитрий Хворостовский (вместе с дирижером Константином Орбеляном) за запись вокального цикла Георгия Свиридова "Отчалившая Русь", сделанную на фирме "Delos". Очень многие, казалось, почти все, переживая недавний трагический уход всемирно любимого певца, заранее отдавали победу именно ему.
Но Американская Национальная академия звукозаписи, которой принадлежит Grammy, решила иначе. И это решение вполне объяснимо. Задача премии не только отметить прекрасные образцы "чистого искусства", но и сделать так, чтобы признание бесспорно лучших образцов стало приносить еще больший доход звукозаписывающим компаниям, который в нынешнюю компьютерную эпоху переживают не такие "жирные" времена, как то было в ХХ веке.
К тому "академики" не любят поощрять выскочек - маленькие независимые звукозаписывающие лейблы, пытающиеся составлять серьезную конкуренцию "гигантам". Как говорится, ничего личного - только бизнес. Поэтому молодым компаниям, такие как "Delos" или "Mariinsky" особенно трудно дотянуться до заветной награды.
В очередной раз проиграл и Мариинский театр с Валерием Гергиевым. "Mariinsky" боролся за Grammy в номинации "Лучшая оперная запись" с оперой Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок". Победил же "Воццек" Берга с австрийским дирижером Гансом Графом. Также надо заметить, что в номинации "Лучшее оркестровое исполнение" был отмечен Симфонический оркестр Питтсбурга и австралийский дирижер Манфред Хонекк за запись Пятой симфонии Шостаковича.
И все же Grammy любит российских классических музыкантов. В разные годы своими "граммофонами" обзавелись Мстислав Ростропович, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Гидон Кремер, Михаил Плетнев, Юрий Башмет и несколько певцов - Ольга Бородина, Екатерина Лёхина, Ильдар Абдразаков, Николай Диденко. И этот замечательный ареопаг в этом году пополнил 26-летний пианист родом из Нижнего Новгорода Даниил Трифонов - он молод, красив и очень талантлив, и ныне у него начнется совсем иная звездная жизнь.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Фоторепортаж: Церемония награждения премией "Грэмми"