16.04.2018 19:50
Культура

Как прошла церемония вручения театральной премии "Золотая маска"

В Москве раздали "Золотые маски"
Текст:  Мария Бабалова Лейла Гучмазова Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (7544)
Более 900 спектаклей отсмотрели эксперты по всей России, чтобы сформировать афишу 24-й "Золотой маски". Три месяца в Москве шел фестиваль, в разных программах объединивший театр в городе, театр в кино, театр в Интернете и, собственно, то, ради чего все и собирались - театр в театре - на российской сцене. В конкурсе участвовали 70 спектаклей из 22 регионов России. В Большом театре назвали лучших - из почти 280 номинированных участников конкурса.
Читать на сайте RG.RU
Фоторепортаж: Церемония вручения премий "Золотая Маска"

Драматический театр

В драме три главные награды получили петербургские театры. За лучший спектакль - "Страх. Любовь. Отчаяние" Льва Додина по Брехту - награжден Малый драматический театр - Театр Европы. За лучшую режиссуру - "Дядя Ваня" Юрия Бутусова - Театр им. Ленсовета. За лучший спектакль в драме в малой форме - "Чук и Гек" Михаила Патласова - Александринский театр.

На "Золотой Маске" показали пять кукольных спектаклей для взрослых

Режиссер Лев Додин, принимая награду Малого драматического театра, чьи гастроли всегда становятся кульминацией фестивальной программы, делился: "Мир находится в безумном состоянии - в любой момент он может взорваться, и, мне кажется, несмотря на все праздничное сегодня самочувствие, театр обязан об этом помнить, говорить, шептать и кричать… Мы работали довольно долго, довольно трудно, и, мне кажется, максимально честно. Сочиняя спектакль, мы пытались узнать то, что нам хотелось узнать. Мы хотели понять то, что мы узнавали. И мы хотели попытаться осознать то, что мы поняли. Мы не смогли дойти до самой сердцевины, потому что до нее невозможно дойти, и она, наверное, слишком страшная. Спасибо всем участникам спектакля, прежде всего артистам и всем тем, кто работал за кулисами, - они также с нами познавали все вместе.

Огромная благодарность моему соавтору фантастическому Александру Боровскому и его соавтору - замечательному Дамиру Исмагилову...  Я хочу пожелать, чтобы была следующая "Золотая маска", и чтобы на следующей "Золотой маске" с нами точно были бы все наши друзья и товарищи. Хочется верить, что как можно скорее правда восторжествует, хотя, как много лет назад написал Володин, - правда всегда потом торжествует. Почему-то торжествует правда. Почему-то всегда. Но почему-то всегда потом... Так вот хочется, чтобы мы не очень долго этого "потом" ждали".

Юрий Бутусов отмечал эффект дежавю: "В который раз у меня такое. Я получаю "Маску" как лучший режиссер, а лучший спектакль делает Лев Абрамович Додин… Или Римас Владимирович (Туминас), или, иногда, Андрей (Могучий)… Подозрительная какая-то ситуация..."

Авторы спектакля "Чук и Гек" (Новая сцена Александринского театра) вместе с режиссером Михаилом Патласовым  на церемонии молчали - вышли на сцену, чтобы друг на друга демонстративно посмотреть "и в этот момент понять, что мы есть".

Вторую награду в коллекцию "Масок" Александринки добавил актер Дмитрий Лысенков за роль Свидригайлова в одном из самых запоминающихся спектаклей 24-го национального театрального фестиваля - "Преступлении и наказании" Аттилы Виднянского. В связи с чем после церемонии много слов было сказано в адрес худрука старейшего российского театра Валерия Фокина, который, как один из немногих, умеет сформировать не только образцовую труппу и стимулировать раскрытие талантов, но и создать вокруг себя мощный режиссерский ансамбль, всегда ратуя за сильную конкуренцию. Дмитрий Лысенков же со сцены благодарил своих учителей - своего педагога Юрия Бутусова и Александринский театр - "за то, что одиннадцать лет назад принял меня в свои позолоченные стены". А самое главное - развернул церемонию награждения в сторону душевности, признавшись в любви своей семье: "Это мое большое "бабье" царство: моя жена, мои дочери, мои многочисленные бабушки, моя мама - все, что я делаю на сцене, я делаю ради вас".

В Александринском театре поставили "Преступление и наказание"

"Маску" за лучшую женскую роль в спектакле "Ахматова. Поэма без героя" "Гоголь-центра" величественно приняла Алла Демидова. Когда актриса держала благодарственное слово, в зале впервые воцарилась абсолютная, можно сказать, гробовая тишина, и это был еще вопрос, кто кого на самом деле награждает: "Маска" актрису - премией или актриса "Маску" - своим вниманием: "Здесь "Маски" получали молодые, и это очень хорошо. Но в возрасте тоже есть какие-то преимущества. Я много видела. Я много помню. Я помню гениальных мхатовских стариков на сцене, я помню, как начинал Смоктуновский, и видела все его лучшие роли. Я участвовала в рождении Театра на Таганке и в его взрыве. Я помню, что театр был общественной трибуной. Он формировал общественное мнение, вкусы, поднимал культуру и практически рифмовался с духовностью. Где мы потеряли эту дорогу? Может быть, театр обратил внимание на эстраду, потому что эстрада какое-то время была очень модной. Но ведь у нас разные дороги. Эстрада - это я к вам. А театр - наоборот - это вы ко мне. И вот об этом мы забыли. Мы стали удерживать уже других зрителей содержанием иностранных пьес, яркостью эстрадного шоу… В Интернете нас называют клоунами, скоморохами. Это мы виноваты. В большом доме нас опустили в детскую. Мол, играйте в свои игры, давайте друг другу премии… Давайте выкарабкиваться из этого. И ключ в эту пока закрытую дверь русского искусства, мне кажется, у нас только один. Который нам указал в свое время Пушкин: духовной жаждою томим".

Председатель жюри драматического театра и театра кукол доктор искусствоведения Алексей Бартошевич объявил о двух специальных премиях жюри: хабаровскому ТЮЗу "за тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого "Детство" и коллективу театра "Гоголь-центра" "за создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности".

Фестиваль "Золотая маска" показал нравы города Титипу

Режиссер церемонии награждения Нина Чусова, избрав стилистику новейших технологий и по сути предложив спектакли и их создателей рассматривать тем вечером как нанообъекты, старалась вместить в три часа одного вечера практически невозможное: объявление почти трехсот номинантов и выступления победителей, за сценой будто получавший четкий инструктаж. На речи - не более тридцати секунд. Долго и активно радуемся - потом. Молодым до сцены - лучше бы бегом. На мэтрах время не экономим... А нового типа "андроидный" ведущий, активируя все новые и новые номинации, рисовал картину будущего театра: "Театр тоже стал виртуальным. Инфракрасные художники, ультрафиолетовые художники, художники человеческого спектра... Искусства стало очень много. Премии получили все. Произошел коллапс. Я понял, что что-то пошло не так, когда мне не подвезли премию за вчерашний спектакль… Обычно это происходило в девять утра. Человечество вступило в стадию перепроизводства искусства. Мы хотим вам помочь. Все созданное вами искусство будет удалено - все жители планеты станут дебютантами…"

И на память пришли слова оперного режиссера и многократного лауреата "Маски" Дмитрия Чернякова, который, вручая награды в музыкальных номинациях, утешал проигравших: "Я, когда был помоложе, так мечтал иметь "Золотую маску", что даже хотел купить заготовку и прийти на церемонию со своей - альтернативной, оплаченной... А теперь они у меня стоят в шкафу, среди шапок. Одну потерял, другую расколол… Не расстраивайтесь, кто не получил награду. Все у вас впереди".

Опера

В этом году жюри музыкального театра в разделе "Опера" проявило не только мудрую дипломатичность, но и умение расслышать эпоху. А вручавший в этой номинации награды режиссер Дмитрий Черняков произнес гротескную и до слез смешную речь о том, как тяжело живется его некогда завоеванным "Золотым маскам" в шкафу по соседству с зимними шапками. Этот мини-монолог был адресован прежде всего тем, кому в этом году "Маска" не улыбнулась.
Впрочем, из девяти спектаклей-конкурсантов арбитры, работавшие под руководством дирижера Павла Бубельникова, отметили семь. "Саломея" Мариинского театра получила "Маску" за труд художника по свету Александра Наумова; "Фаусту" в постановке столичной "Новой Оперы" награду принес бас Евгений Ставинский за роль Мефистофеля. В номинациях "Лучшая женская роль" и "Лучшая работа дирижера" победил абсолютно уникальный спектакль из Екатеринбурга - "Пассажирка" Мечислава Вайнберга: "Маски" получили меццо-сопрано Надежда Бабинцева (Лиза) и словак Оливер фон Дохнаньи, с 2015 года занимающий пост главного дирижера театра на Урале.

Эстрада - это я к вам. А театр - наоборот - это вы ко мне. И вот об этом мы забыли

Также по двум позициям отметили Cantos Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Алексей Сюмак, создавший партитуру в редком жанре хоровой оперы-мистерии, был назван "Лучшим композитором", а всей постановочной команде (Алексей Сюмак, Семен Александровский, Ксения Перетрухина, Леша Лобанов, Ксения Гамарис, хор musicAeterna и Теодор Курентзис) жюри выдало собственный спецприз с формулировкой: "За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей".

Третьей постановкой, что взяла сразу две "Маски", стала опера Бриттена "Билли Бадд". Пола Стейнберга признали "Лучшим художником в музыкальном театре", а в целом "Билли Бадда" - "Лучшим спектаклем в опере". Таким образом, как и по итогам прошлого "масочного" сезона, премия в самой престижной номинации второй год подряд "ушла" Большому театру за совместный проект с Английской национальной оперой (в прошлом году "Золотую маску" получила "Роделинда" Генделя). Постановка оперы Бенджамина Бриттена в Большом и правда, как никакая другая, близка к совершенству.

Еще одна "Маска" - как специальный приз жюри - досталась Большому театру. Точнее Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову  "За уникальный творческий дуэт в спектакле "Манон Леско". И в этой формулировке, пожалуй, читается тонкий намек "судей" на то, что этот тандем находится вне системы нашего оперного театра.

Краснодарский театр представил спектакль по пьесе "Гроза"

Жаль, что ни одной "Маски" не досталось "Турандот" - очень интересной постановке Дмитрия Бертмана в "Геликоне", где замечательно исполнение Елены Михайленко заглавной партии и работа знаменитого дирижера Владимира Федосеева. Соревновательность не самый верный критерий в искусстве. Хотя это обстоятельство никак не умаляет ценности наград для творческого человека. Особенно для Кирилла Серебренникова, признанного победителем в номинации "Лучший режиссер в опере" за работу над оперой Александра Маноцкова "Чаадский". В сложившихся обстоятельствах темы эта "Маска" обречена стать самой резонансной.

Оперетта

Важно отметить, что многие труппы, работающие в этом жанре, пытаются искать новый репертуар. И жюри справедливо отметило старания Екатеринбургского Театра Музкомедии в классической английской оперетте Артура Салливана "Микадо, или город Титипу": Анастасия Ермолаева (Ям-Ям) завоевала "маску" за "лучшую женскую роль". Две награды взял Музыкальный театр Новосибирска за "Безымянную звезду": лучшим назван дирижер Александр Новиков, который кардинально переработал партитуру композитора Александра Шевцова, а Евгения Огнева получила приз за роль второго плана - мадмуазель Ку-Ку. Ее героиня, "синий чулок" в трактовке режиссера Филиппа Разенкова, неожиданно оказалась в финале спектакля красавицей, исполнившей лирический сольный номер. Но абсолютным лидером сразу в трех номинациях оказался Театр на Таганке, который обставил своих коллег из музыкальных коллективов. Спектакль "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит" был назван лучшим, а также победили Петр Маркин - исполнитель заглавной роли, и режиссер Алексей Франдетти.

Балет

В разделе балет/современный танец "Маска" за лучшую женскую роль досталась Анастасии Сташкевич за партию Новенькой в спектакле "Клетка" Большого театра. Точеная, техничная, прекрасная в ролях обманутой добродетели, эта недооцененная вообще-то балерина оказалась идеальной взбалмошной дикаркой у Роббинса-Стравинского. Эта награда - снайперское попадание жюри, вряд ли морочившего себе головы логикой развития артиста, а она налицо: не цепляясь за лакомых Китри и Жизель, Сташкевич участвовала во всех "особых" проектах Большого от "Мастерской новой хореографии" до Твайлы Тарп и "Игры в карты" Алексея Ратманского.

Мюзикл "Гадкий утенок" приехал в Москву

"Маска" за лучшую мужскую роль могла бы достаться обаятельному Андрею Вешкурцеву из "Снежной королевы" Екатеринбурга, а уехала в Казань с Нурбеком Батулла, исполнившим главную роль в спектакле современного танца "Зов начала (Алиф)". Впечатлял он энергетикой, однако в анамнезе у артиста оказались Казанское хореографическое училище, Санкт-Петербургская консерватория с курсом "балетмейстер-хореограф", диплом актера драмы и кино Академии театрального искусства плюс три года в Татарском театре оперы и балета. Если б хоть каждый пятый артист имел схожую жажду знаний, качество современного танца могло бы чаще радовать.

"Маска" за работу дирижера предсказуемо ушла к Теодору Курентзису с его жаждущим жизни Вальсом из прокофьевской "Золушки". За ту же "Золушку" Пермского театра оперы и балета получил "Маску" хореограф Алексей Мирошниченко. Спектакль не выдающийся даже для самого Мирошниченко, но ладный, нескучный, масштабный, привязанный к советским реалиям и местности, еще и выстреливший за полгода до многострадального "Нуреева" на ту же тему - судьбы артиста при тотальном контроле.

Жаль, что остались без почетных меток зрелищная "Снежная королева" Екатеринбурга, неудачно прошедшая в Москве, и независимый Проект К. Матулевского и С. Гайдуковой с тихим искренним Memoriae, но к выбору жюри вопросов нет. Лучший спектакль современного танца - "Имаго-ловушка" от "Провинциальных танцев" Екатеринбурга, взрослый, насыщенный и веский опус Тани Багановой после нескольких лет паузы. А лучший балет - "Сюита в белом" МАМТа, сделавшего живой постановку Сержа Лифаря: триумф педагогов и труппы, балерины Оксаны Кардаш с ее элегантным хулиганством, дирижера Феликса Коробова с его утонченным Лало и репертуарной политики МАМТа, пополняющей афишу с храброй осмотрительностью.

Телевизионная версия церемонии награждения будет показана на канале "Россия К" 17 апреля в 23.35. Полный список лауреатов - на сайте премии "Золотая маска".

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Фоторепортаж: Церемония вручения премий "Золотая Маска"
Театр