Первые судороги
Когда муж-бизнесмен привез жену в Центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Ирина К. (имя изменено. - "РГ") заявила врачу: "Он хочет меня упрятать в "психушку"!" Жалоба мужа насторожила: "Она сутками не спит - шарит по сайтам, ищет скидки в интернет-магазинах, квартиру захламила коробками и тряпьем". Но женщина пошла на обследование после того, как психиатр с ходу разглядел в ней компьютеромана: "У вас покраснение и отечность глаз. Есть бессонница и не проходящая тревога? А "компьютерные" судороги?"
- Есть, - испугалась она.
Когда ей поставили диагноз - цифровая игромания, женщина нервно рассмеялась.
- Только не надо меня "лечить"! - с издевкой попросила она. - Разве не ясно, что я так прикалываюсь?
И сбежала. Через полгода позвонила сама.
Цифровое расчеловечевание
Ирина К. - один из 457 человек, обращавшихся за последние три года в Центр социальной и судебной психиатрии. Она - один из четырнадцати человек, кто с трудом, но признал себя цифровым игроманом. Остальные подозревают психиатров в том, что те хотят их сделать "психами". Среди цифроманов выделяются три категории больных - 61 процент из них "просто играют в сети", около 30 процентов подсели на порносайты, еще 9-11 процентов - цифровые шопперы - покупают товары только через интернет и не могут остановиться. К ним примыкают просто игроманы: 15 процентов - играют на скачках и в нелегальных казино (лудоманы), 1,2 процента - болеют тягой к ставкам на тотализаторе.
- Цифровая игромания многими не воспринимается как психическое расстройство личности, - комментирует гендиректор Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекелидзе. - Хотя заболевание более опасное, чем игромания или алкоголизм. Алкоголик если не признает, то печенью чувствует, что болен. Игроман тоже считает свое расстройство "дурной привычкой", но признает от нее зависимость и лечится. А цифровой игроман попадает в две ловушки. "Ловушку престижа" - не каждому доступна "цифра", а потому ему "просто завидуют". И "ловушку привыкания" - он, как и игроман, тоже сбегает после первого сеанса лечения, а возвращается заядлым "цифровиком" - с кучей долгов, с ускоренным привыканием и на грани самоубийства.
Кекелидзе убежден, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла верное решение, объявив цифровую игроманию медицинской болезнью нового столетия. Коварство заболевания он сравнивает с насморком. Как и насморк, признаки цифровой зависимости переживал каждый: нет сил оторваться от игры, просмотра соцсетей или посещения чатов, интернет-магазинов. Признаки болезни: ради "цифры" зависимый отказывается от еды, прогуливает учебу или работу, не спит ночами, теряет интерес к реальной жизни и от компьютерных судорог даже не ходит в туалет.
По данным ВОЗ, пагубным пристрастием к цифровой игре страдают свыше 7-9 процентов населения мира. В числе лидеров Австралия (1,7 процента населения), Дания и Германия (по 1,5 процента), США и Швейцария (1,3 процента). Россия замыкает вторую десятку - 19-я. При этом цифровой зависимости подвержены, как правило, молодые люди. Так, по данным ВОЗ, лидируют среди цифровых игроманов любители киберсекса (62 процента) - от 27 и до 45 лет. За ними следуют геймеры (зависимые от игр и соцсетей) - от 9 и до 30 лет, реже - пенсионеры. И цифровые шопперы (11 процентов), как правило, молодые женщины до 45 лет.
Цифровых игроманов ученые делят на три типа. Первый - те, кто попадает в зависимость от чувства эйфории. Второй - те, кто старается забыться от проблем и получить эндорфин - "гормон радости". Оба типа, страдая зависимостью от киберсекса или интернет-шопинга, заражаются болезнью суррогата человеческих отношений и "радости". Третий тип - геймеры. Они живут идеей-fix: "Вот выиграю и заработаю на всю жизнь!" Этот тип игрока в литературе увековечил Федор Достоевский, сам, как известно, "каторжно" зависимый, но победивший зависимость от игры.
- Геймеры - самый опасный тип игроманов, - считает Зураб Кекелидзе. - Они в век цифровизации через игры "подсаживаются" на то, что, например, онлайн-смерть условна, а жизнь легко "перезагрузить". Рано или поздно эти "онлайн-ценности" перебираются в офлайн - реальную жизнь, что девальвирует не только жизнь, но и ее базовые ценности - семью, честь, дружбу. Цифровая зависимость от игры не просто делает психику пластичной, она расшатывает ее, если хотите, расчеловечивает.
По данным департамента здравоохранения правительства Москвы, по итогам исследований в нескольких московских школах, критериям интернет-зависимого поведения в 2017 году соответствовало 69 процентов школьников от 12 лет.
Самые уязвимые
Недавно в Центр имени В. П. Сербского обратились родители 15-летнего подростка Кирилла К. (имя изменено - "РГ"). Талантливый юноша экстерном учится в математической школе, предпочитая домашнее образование. И вдруг парень, не знающий отказа в деньгах, списал со счетов родителей около 300 тысяч рублей. Почти сразу врачи выяснили, что тренируя математические способности, подросток сутками сидел в американском ... онлайн-казино "Boss Media" или в игровых приставках.
И хотя юноша прошел курс лечения, психиатры не считают его здоровым. Они сравнивают избавление от привычки к цифровой игре с затяжным похмельем. Синдром "похмелья" длится до двух лет от киберсекса и цифрового шоппига, а от онлайн-игр и казино - до трех-четырех. Потом "цифровик" или находит в себе силы выйти из игры, или превращается в геймера.