30.07.2018 18:02
Культура

Ник Кейв дал в России особенные концерты

Текст:  Дмитрий Сосновский
Ник Кейв, выдающийся австралийский музыкант-мультиинструменталист, художник, писатель, большой друг "диких русских фанатов" и вдумчивый ценитель русской культуры - в том числе в самых хтонических ее проявлениях, дал в обеих российских столицах масштабные концерты.
Читать на сайте RG.RU

По его собственному признанию, выступления в России изначально планировались как особенные - неспроста второй из них, московский, стал заключительным в европейском турне культовой группы Nick Cave & The Bad Seeds. И, безусловно, особенными они и стали - и для публики, и для самого мэтра.

Оззи Осборн выступил в рамках недели хард-рока в Москве

Солидный сет-лист из 18 песен (а такими богатыми программами Кейв радует далеко не всех), пусть и не способный вместить в себя всю неохватную широту его эклектичного творческого багажа, точечно прошелся по дискографии Seeds, бросая многотысячную публику (просторный зал столичного клуба Stadium Live собрал в минувшую пятницу настоящий аншлаг; очереди недалеко от метро "Сокол" казались просто бесконечными) то в жар, то в холод.

Эмоциональные качели, безостановочно ускорявшие бешеное вращение в течение почти двух с половиной часов, были запущены мрачной песней Jesus Alone из последнего альбома, минималистичного и болезненно серьезного Skeleton Tree, наполненного тоской и безысходностью, пронизанного болью тяжелой утраты, которую почти три года назад пережил музыкант.

Трагическая гибель совсем еще юного сына если не полностью трансформировала сознание Кейва, то как минимум вывернула часть его души наизнанку, заставив на время оставить - не позади, но в стороне - ироничное эстетство и сумрачных лирических героев. И обратиться к подчас невыносимой, но очистительной рефлексии, иногда приобретавшей характер надрывной исповеди.

Но за надрывной исповедью со всей ее полнотой и удушающей глубиной, без примесей и спасительного злого веселья - добро пожаловать к прослушиванию Skeleton Tree. Упомянутое ироничное эстетство Кейву чертовски к лицу, и от него он никуда, конечно, не денется. Щедро разбавлен его нынешний репертуар и убойной нойзовой психоделикой, и пост-индустриальным гитарным безумием, и первобытной шаманской яростью - всем тем, что сделало в свое время The Bad Seeds иконой экспериментальной музыки.

Не скрывал Кейв и острой потребности к отдаче, вовсю контактируя с залом, пробравшись к его центру и постепенно переместив оттуда на сцену значительную часть слушателей. Такое единение - в буквальном смысле - группы с аудиторией в наше время можно увидеть разве что на концертах The Exploited - с той лишь разницей, что компанию Seeds составили в основном представительницы прекрасного пола.

Living in the Past: группа Jethro Tull отметила в России 50-летие

Уже во время исполнения знаменитой Red Right Hand, чью славу преумножил замечательный британский сериал "Острые козырьки", вокруг верного сподвижника Кейва Уоррена Эллиса и компании начало происходить что-то небывалое, а к The Weeping Song на сцене царила форменная вакханалия, продолжившаяся и во время исполнения последовавшей за ней аскетичной версии "убийственной баллады" Stagger Lee.

Отыграв на бис еще две песни - старинную City of Refuge и позднюю Rings of Saturn, Кейв поблагодарил своих любимых и многочисленных российских поклонников и покинул их. Будем надеяться, по традиции - ненадолго.

Рок В фокусе